Фото оборудование прошлых лет


Техника, которой мы пользовались с конца 70-х до конца 80-х прошлого века

Конец семидесятых, начало восьмидесятых. Я помню это время не только по Олимпиаде-80. Мне тогда было всего 10 лет, но я уже умел закладывать любую фотоплёнку в бачок для проявления фотопленки и умел проявлять её как положено. У нас дома стоял большущий фотоувелечитель, а именно таким он и казался мне тогда. И я уже мог печатать фотографии. Спасибо мей маме, профессиональному фотографу портретисту, она вложила в меня огромное количество азов по фотосъемке. Благодаря ей я изучил тонкости "плёночной" фотосъемки. В последствии это стало основной моей работой. Только фотокамеру я сменил на видеокамеру. Сейчас все фотокамеры в исправном состоянии пылятся на антресоли. Увеличитель разобран и лежит где то на дачном чердаке в коробке. Иногда хочется вспомнить детство и закатав рукава, развести проявитель с фиксажем, включить красную лампу и окунуться в мир фотопленки еще раз... Но увы, сейчас время течет не так как в те далёкие годы. И по большей части у нас его просто нет, а если оно и появляется, то хочется просто отдохнуть от забот. Хотя чем черт не шутит...

В конце девяностых "цифра" неумолима стала теснить "плёнку" в фотографии. Захватывая все больше и больше человеческих умов. Исчезла фото химия. Стало удобнее. От момента нажатия кнопки до получения фото всего лишь несколько мгновений. Но мы что то потеряли, упустили. Фотографий стало больше и вместе с тем они стали "плоскими", они обесценились. Ведь когда человек ограничен количеством кадров, он несколько иначе воспринимает сам процесс съемки. Еще держа в руках камеру, он начинает "творить", строить будущий кадр.А потом предстоял долгий путь проявки и печати. Да, это долго и неудобно. Но какими ценными были эти самые кадры. Снималось не все подряд "абы снять , а там разберёмся". Поверьте, мне есть с чем сравнивать. Я сейчас имею в своем распоряжеии не самую худшую оптику и аппараты.

В этой статье мне хотелось бы показать фото технику, которой мы пользовались в то время и о которой у меня остались лишь теплые воспоминания. Чего у нас тогда только не было. Какими подпольными путями моя мама доставала технику мне неизвестно. Частично мы покупали резаки для фото бумаги, ванночки немыслимых размеров 100х60см в магазинах фото техники, частично "по дешовке" с рук. А так как зарплата у мамы была не высокая, каждая покупка сопровождалась неописуемой радостью и блеском в её глазах. Мне то было невдомёк, чего это мама так радуется. Только теперь я понимаю её, когда сам покупаю что-нибудь для себя из видео техники.
С чего бы начать? Уж больно много фото камер у нас перебывало. В основном, конечно советского производства, но была парочка импортных. А пожалуй начну я с фотоувелечителя.

Фотоувелечитель "Крокус", если не ошибаюсь, то польского производства. Большой. Всегда занимал очень много места. Универсальный. С возможностью настройки под определённые режимы фотопечати. Можно было печатать как черно-белые, так и цветные фотографии. Мы были большие любители фотоаппаратов с размером кадра 60х60мм, а такая плёнка не во все увеличители влезала. Очень удобный в работе фото увеличитель. Для печати фотографий больших рамеров легко поворачивался на 90 градусов и при определённой сноровке, прикрепляя фото бумагу на стену, можно было напечатать огромные фото, была бы бумага. Самый большой размер напечатанных мною фотографий был 100х60см.

Фотованночки. Была просто куча совершенно разных размеров от 10х15 до 60х100см. В основном из прозрачного пластика. В фото ванночке размером например 40х60, можно было легко проявить фотобумагу размером 60х100, были некоторые хитрости. Как рассказывала мама, что бы проявить очень большую по размерам фотобумагу (а в промышленном варианте она шла в рулонах), они на работе брали полотенце, обильно смачивали его в проявителе и "размывали" фото бумагу на полу. Для проявки таким способом нужно было обладать большим опытом, что бы равномерно распределить проявитель по поверхности фото бумаги.

Фотоплёнка. Фотографировали всегда советской фотоплёнкой "свема". Это сейчас у цифровых фотоаппаратов чувствительность электронная, а раньше приходилось покупать соответствующую плёнку. 32, 65, 130, 250. Чем выше цифра, тем чувствительнее плёнка и выше "зерно" при увеличении фото. Как уже упоминал выше, мы в основном снимали на фотоплёнку с размером кадра 6х6см. Эта фотоплёнка была без перфорации и количество кадров в рулончике было 12. Имела свои особенности. Стандартную фото пленку 35мм мы использовали от случая к случаю. Так сложилось. Еще в нашем распоряжении был старый фотоаппарат, куда заряжались кассеты по одному кадру размером 9х12см. Представляете, какая четкость была у этих снимков? Мама очень любила фотографировать с помощью этого фото аппарата портреты. Как ни странно, такой вот однокадровой листовой фото пленки было всегда много в продаже. Ну и наконец у нас был "шпионский фотоаппарат, "киев-30", где размер кадра был в два раза меньше 35мм варианта плёнки. Сперва мы покупали готовую пленку в таких маленьких квадратных коробочках, но потом стали "нарезать" её сами, купив рулон в несколько метров длинны (уже не помню сколько точно).

Фотоаппарат ГОМЗ (ЛОМО). Еще довоенный фотик. Полностью в рабочем состоянии. Заряжался металлическими пластинами в которые вставлялся один кадр размером 9х12. Мы потом их проявляли как фотобумагу в ванночке в полной темноте на ощупь. Получались шикарнейшие кадры. Использовали его только для съемки портретов дома. Выставляли свет и фотографировали. Что бы получить отпечаток размером 9х12, мы укладывали негатив на фотобумагу, накрывали стеклом и включали свет от фотоувеличителя. Четкость фотографий была потрясающей!

 

Фотоаппарат "Киев-30". Покупал сам лично в магазине "фототехника". Отличная шпионская техника для массового приминения :). Прелесть заключалась как раз в миниатюрности. Влезал в карман брюк. Первое время после покупки носил его постоянно. Но потом пришел к выводу, что уж лучше полноценный фотик, чем такой. Но тем не менее он фотографировал и фотографировал не плохо. Одним из главных неудобств были его кассеты, куда заряжалась плёнка. Носить с собой их было крайне неудобно. Они были пластиковыми и хрупкими.

 

Linhof 13x18. Пробыл у нас очень короткое время. Я на него не снимал. К великому сожалению этот фотоаппарат у нас не сохранился. В силу своего специфического приминения и размера фотоснимка (негатив размером 13х18), мама его продала. Этим фотоаппаратом снималась архитектура. Устройство было таким, что меха позволяли наклонять объектив куда угодно, тем самым компенсируя перспективу. Здания получались ровными , а размер кадра в 13ч18 сантиметров позволял делать фотографии огромных размеров.

 

Фотоаппарат "Смена 8м". Пробыл у нас совсем недолго. Совершенно обычный фото аппарат для начинающих любителей. Наверное один из самых распространенных в силу своей дешевизны. Толком на него и не снимал. Так как были фото камеры более высокого класса. Фотоаппарат был некоторое время в фотостудии, которую вела моя мама для всех желающих. Вот на нем и учились будущие фотолюбители. Прост в использовании до безобразия. Нет ничего лишнего. Так как фотостудия была на общественных началах, после своего распада, фотоа камера долгое время пылилась на полке.

 

Фотоаппарат "Зенит-Е". Куплен в магазине мамой. Хороший зеркальный аппарат. Большим плюсом было наличие в нем встроенного экспонометра. Который помогал правильно установить диафрагму и выдержку на камере. Кнопки "авто" на тех фото камерах не было. Сменные объективы были еще одни плюсом этого фотоаппарата. Я как раз некоторое время учился на нем фотографировать. Но когда появились камеры с размером кадра 6х6см, перешёл на них. И "Зенит" использовался в редких случаях. Только когда было лень таскать с собой громоздкую камеру 6х6 с большим количеством фотопленки.

 

Фотоаппарат "Любитель 166". Еще один широкоплёночный, относительно дешевый фот аппарат, который появился у нас. Именно с него пошла "любовь" к широкой пленке формата 6х6. До сих пор лежит в шкафу, готовый "к бою". Лёгкий, практичный и совершенно неприхотливый. Не без недостатков. За скрывающейся простотой, очень приличного качества фотографии. Один из любимейших мной аппаратов. Куда я его только не брал. Чего я только с его помощью не наснимал. Все что я могу сказать об этом фотоаппарате - тличный, отличный, отличный фото аппарат того времени!

 

Фотоаппарат "Салют-С". Куплен мамой у кого то с рук. С комплектом объективов и несколькими сменными "задниками", куда заряжалась фотоплёнка формата 6х6. Дорогой фото аппарат. Сложный. В Восьмидесятых годах прошлого века стоил около 480 рублей (информация из интернета). Особенностью фото аппарата была шахта, куда нужно было смотреть , что бы навести резкость. НЕ всегда это было удобно, но со временем привыкаешь. Фотографии с такого аппарата были отличными. А сменная оптика позволяла раздвинуть творческие горизонты. Использовался нами в "студийной" фотосъемке.

 

Фотоаппарат "Pentacon". Произведён в ГДР. Немецкое качество. Куплен с рук с большим количеством дополнительных объективов и приспособлений. Широкоугольники "рыбий глаз", телевики, фиксы, специальные двойные тросики, "меха" для макросъемки, специальная насадка на шахту и т.д. Высококачественный аппарат с размером кадра 6х6. Вот уж где было раздолье. После покупки, все другие фото камеры использовались время от времени. Основная нагрузка "легла" на плечи именно этого фото аппарата. До сих пор в рабочем состоянии и иногда даю его пофотографировать знакомым фотографам.

 

Стоит еще упомянуть некоторое количество фото света, вспышки и штативы, которыми мы пользовались. Всё это было не из карбона (или дюрали), как теперь. Очень тяжелые штативы. Конечно не сравнить с современными гидро головами, но для нас тогда было в радость иметь то, что мы имели, так как выбора особого не было. Надеюсь я ничего не упустил. Все фотографии техники взяты мной из интернета, если честно, лень было фотографировать. Если есть ошибки, прошу великодушно простить. Если есть исторические неточности, пишите на "мыло", обязательно все исправлю. С уважением Андрей Калашников.