Сценарий мероприятия на патриотическую тему в школе. Сборник сценариев "мы - патриоты"

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Атирская средняя общеобразовательная школа»

Тарского муниципального района Омской области

Сценарий

внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию

« Чтобы помнили…»

Актуальность:

Российское общество переживает сложный период: с одной стороны, идёт становление новой государственности с признанием приоритета общечеловеческих ценностей, а с другой, налицо экономическая нестабильность, ярко выраженное разделение населения по имущественному признаку, вооружённые конфликты, демографические проблемы.

В последнее время наблюдается следующая тенденция среди молодых людей: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам, заработанным любым доступным путем. О духовно-нравственных категориях, о гражданственности, о патриотизме зачастую говорит лишь школьный учитель. А ведь патриотизм не только одна из важнейших черт личности, но и исконно присущая, существенная черта российского менталитета, которая составляет духовно-нравственную основу жизнедеятельности. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы

Цель:

формирование общекультурной компетенции детей и подростков, через гражданское и патриотическое воспитание

Задачи:

    закрепление у детей и подростков знаний по истории Отечества;

    развитие познавательной активности у учащихся;

    воспитание у детей и подростков патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

Форма проведения : историко-литературная композиция с мультимедийной презентацией и музыкальным сопровождением.

Место проведения: сцена школьного зала.

Оборудование : компьютер, мультимедийная установка, декорации, плакаты военной тематики, одежда детей военных лет.

Ход мероприятия:

Слайд 1-5

1 ведущий: Дорогие друзья, учителя и уважаемые гости! 9 мая мы отмечаем 70 летие Победы советского народа в Великой войне. День Победы для нас с вами и всех жителей России – особый день, День Памяти, день Скорби и одновременно Гордости за наш народ, нашу страну.

2 ведущий: Этот день непосредственно связан с историей нашего государства, нашего народа, мы вновь перелистываем страницы нашей истории и вновь убеждаемся, как самоотверженно защищал Отечество наш народ.

Слайд 6-10

1 учащийся: Живем мы посреди большой России,

Средь городов, лесов, озер, полей,

И есть у нас, когда б нас ни спросили,

Меч для врага, объятья для друзей!

Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней тянуться,

Не перервать связующую нить,

И нам порой так нужно оглянуться…

Слайд 11-12

1 ведущий: Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. До Великой Отечественной войны 1941-1945 годов наша страна пережила множество различных испытаний. Это были годы великих свершений, переворотов, открытий и достижений. Однако все испытания померкли перед новым всенародным горем, которое обрушилось на мирных людей неожиданно.

2 учащийся: Завтра рощ испугаются птицы,

Завтра птиц не признают леса…

Это все только завтра случится,

Через 24 часа…

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось…

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось…

Слайд 13

2 ведущий: Грохот предательского обстрела Бреста донесся до каждого города и деревни нашей страны. Запричитала, застонала наша земля, заголосила раненая Родина.

Приложение 1 «Священная война».

1 ведущий: И встали, поднялись на защиту ее сыновья и дочери. Разные у них были имена и разные национальности, но все они стали братьями и сестрами по крови, потому что проливали ее на одном великом поле битвы. Проливали ее за спасение одной общей своей Родины!

Слайд 14-15. Приложение 2. Начало войны. Левитан.

2 ведущий: Глубоко возмущенные вероломным нападением и жестокостью захватчиков, люди шли и шли на площади городов, добровольцы осаждали помещения военкоматов. Шли на фронт от мала до велика, шли вчерашние школьники, почти такие же мальчишки и девчонки, как мы!

1 ведущий: Сорок первый – он был жестоким,

Чтобы вражеский смять размах,

Шли мальчишки, зажав винтовки

В неумелых еще руках!

Слайд 17-22

2 ведущий: Война шла 1418 дней, почти 4 года. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Были разорены города, села, выжжены хлебные поля, оборваны мечты и надежды советских людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.

1 ведущий: 22 июня 1941 года. Кто не помнит этой даты? Она вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными селами и городами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти.

1 ведущий: Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась наша страна. Они не пощадили своей жизни ради нашей победы.

2 ведущий: Разрушено 1710 городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень. Взорвано около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Уничтожено то, что было создано трудом нашего народа. Выведены из строя заводы, фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы.

1 ведущий: 9 мая, уже в который раз, прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.

2 ведущий: День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню 4 года. Но какие это были годы…

Слайд 23-26

1 учащийся: Сорок первый! Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно
Кумачовые звёзды
На полотнах знамён унося.

Слайд 27-33

2 учащийся: Сорок второй! На Ленинград
Обхватом с трёх сторон.

Шёл Гитлер силой 40 дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал, ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновение
Он сердца ленинградского биение.
И, видя это, разъярённый враг,
Предполагавший город взять с набега,
Казалось бы, испытанных стратегов
Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.
И те пришли, готовые к победам,
А третий, Голод, шёл за ними следом.

3 учащийся: Надо мною блокадное небо.

Мне 11 стукнуло лет.

Я гадаю над пайкою хлеба –

До конца съесть ее или нет?

Дом соседний - кирпичная гpyдa.

Скоро ночь. Бомбы вновь запоют.

Не оставить? Что есть завтра буду?

Не доесть? Вдруг сегодня убьют?

1 ведущий : Ленинград... Ноябрь 1941roда... Самые страшные годы войны. Великой Отечественной… Блокада. Всего в ноябре голод унес свыше 11тысяч жизней, в декабре - 53 тысячи. В январе умерло 199 187 ленинградцев, в марте - еще 89 968.

Слайд 34-37

4 учащийся: Сорок третий!
В сырой степи под Перекопом,
Где мы ломали рубежи,
Где были длинные окопы.
Рвы, загражденья, блиндажи.
Там, на пустынных перекрёстках,
Чтоб их запомнила страна,
На звёздах, на фанерных досках
Мы написали имена.

Слайд 38-42

5 учащийся : Сорок четвертый!
Ещё война, но мы упрямо верим,
Что будет день, мы выпьем боль до дна.
Широкий мир нам вновь откроет двери,
С рассветом новым встанет тишина.

2 ведущий: В ходе Великой Отечественной войны наша армия сражалась в 6 гигантских битвах, провела около 40 крупных наступательных операций. Битва под Москвой, битва за Ленинград, Сталинградская битва, битва за Кавказ, курская битва, битва за Днепр. Тысячи жизней оборвала вражеская пуля, но не поколебала веру в победу.

Слайд 43.

Приложение 3. Левитан. Победа.

6 учащийся: Сорок пятый!
Ещё стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день большого мая
Уже вступал в свои права.
По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы ни пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
Кто-то пел и кто-то плакал,
А кто-то спал в земле сырой… Слайд 44-48.

1 ведущий: Память о войне, о жертвах войны… Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоёванный ценой более 27 млн. человеческих жизней.

Приложение 4. Клип «Журавли». Слайд 49.

1 учащийся: Сегодня только горстка их осталась,
Фронтовиков, участников войны,
Из армии, что на фронтах сражалась,
Из тех, кому остались мы должны.

Слайд 50

2 учащийся: Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!

Приложение 5 . Минута молчания. Слайд 51.

2 ведущий: Дорогой ценой досталась нашему народу победа в Великой Отечественной войне, так почтим память погибших минутой молчания.

Слайд 52-58

3 учащийся: Восходят рассветы, сгорают закаты,

Не знает, не ищет земля тишины.

В трудах и тревогах седеют солдаты –

Прошли эти люди сквозь громы и пламя,

Но молодо сердце и руки сильны,

Гуляют с внучатами в солнечных парках

Герои давно отгремевшей войны.

В лучистом свету неоглядные дали,

И песни звенят на просторах страны,

И песни, и солнце в боях отстояли

Герои давно отгремевшей войны.

Приложение 6. Клип «Солдаты войны». Слайд 59.

Слайд 60-63.

Учащийся начальной школы:
Пусть пулеметы не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города...
Мир нужен на земле всегда!

1 ведущий : Почёт и вечная слава тем, кто в годы войны защищал Родину от врага, кто стоял в тылу у станков и выращивал хлеб на полях, всем тем, кто своим трудом и ратным подвигом приближал долгожданную победу. Слава!

Учащиеся начальной школы:

Пусть солнце утопит всю Землю в лучах!

Пусть мирные звёзды сияют над ней!

Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда будет мир!

Приложение 7 . Песня «Прадедушка».

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Новозыбковский промышленный техникум»

Внеклассное мероприятие

с элементами дискуссии

«Мы - патриоты!»

Разработала:

Мацуева

Валентина Дмитриевна,

воспитатель общежития

Новозыбков 2015

Цели:

Формирование представления о патриотизме как ценности человеческой жизни;

Воспитание патриотических качеств личности и гражданской позиции обучающихся техникума.

Задачи:

Воспитывать чувство ответственности за свою страну, за свободу своих близких и окружающих, готовность защищать свою Родину;

Возродить у молодого поколения традиционные моральные ценности;

Воспитать социально - активную личность.

Участники:

обучающиеся техникума, преподаватели, мастера п/о, администрация, гости техникума.

Подготовка к мероприятию:

Подобрать цитаты по теме;

Подготовить плакаты для оформления зала;

Провести анкетирование;

Составить вопросы для обсуждения;

Выступления по вопросам;

Подборка книг для выставки.

Оборудование:

Плакаты с цитатами;

Компьютер;

Мультимедийный проектор;

Компьютерная презентация;

Выставка книг.

Цитаты:

«Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился».

Бернард Шоу.

«Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя,- спроси, что ты можешь сделать для своей Родины».

Джон Кеннеди.

«Что значит быть патриотом? Любить - да, но не только любить землю свою, но и обязательно что-то конкретное для нее делать».

Василий Розанов.

«Патриотизм - любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу».

Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка.

«Патриот - человек, одушевленный патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь».

Словарь С.И. Ожегова.

Ход мероприятия:

Звучит фонограмма песни «От чего так в России березы шумят……»

Ведущий: Добрый день, уважаемые ребята, гости,преподаватели и мастера п/о.

(слайд №1)

Наше тематическое мероприятие «Мы - патриоты» я хочу начать словами Николая Когана:

(слайд №2)

Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю.

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыщу.

Проблема патриотизма настолько актуальна, что рассматривается, как в масштабах целой страны, так и в масштабе нашего учебного заведения. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что Родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо.

(слайд №3)

В словаре Ожегова сказано: «Патриот - человек, одушевленный патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь».

(слайд №4)

Заглянув в толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова можно прочитать: «Патриотизм - любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу».

- Ребята, как вы понимаете слово «патриот»? (высказывания обучающихся)

Ведущий: Среди обучающихся нашего техникума мы провели анкетирование «Патриот. Какой он?»

(слайд №5)

Посмотрите как вы проранжировали качества человека - патриота. Из ваших ответов понятно, что:

Патриот- это человек, который:

Гордится Родиной, переживает за нее - ответило 98% обучающихся;

Готов встать на защиту Родины - ответило 88% обучающихся;

Предан Родине и отстаивает ее интересы- 83%;

Любит Родину- 78%;

Уважает людей всех национальностей- 65%;

Сострадает своему народу- 46%;

Защищает интересы только своего народа- 35%;

Ведущий: Патриотическое воспитание среди молодежи актуально как никогда. Оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота своей Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Сегодняшняя задача - возродить у вас, у молодого поколения, традиционные моральные ценности, воспитать социально - активную личность. За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, и другие компоненты. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, достижениями, проблемами, и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине.

- А что такое патриотизм, по вашему мнению? (заслушать рассуждения обучающихся)

Ведущий: Послушайте легенду. После долгого, изнуряющего времени осады, когда в сопротивляющемся врагу городе уже не осталось воды и провианта, а люди падали от усталости и голода, неожиданно на полуразрушенной городской стене появился старичок. «Если среди вас, - обратился он к измученным людям, найдется мать, которая согласится замуровать своего единственного сына в эту стену, то враг немедленно отступит». И нашелся подросток, убедивший свою маму пойти на такой шаг. Его замуровали, враг отступил. Прошли века. Но люди не перестают из уст в уста пересказывать эту легенду как нравственно-духовное богатство, соединяющее и глубину чувств, и безграничную любовь к Родине, и нравственную чистоту.

- Как вы думаете, можно ли назвать такой поступок патриотическим и почему? (рассуждения обучающихся)

Ведущий: В последнее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Прививать вам, ребята, гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому России, к ее славным традициям, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству - эти принципы воспитания актуальны как никогда. Связано это с тем, что наше государство на современном этапе нуждается в новом молодом поколении с развитым патриотическим сознанием. Об этом говорил наш президент В.В.Путин. А теперь посмотрим насколько развито патриотическое сознание у обучающих нашего техникума, которое выявлялось путем анкетирования.

(слайд №6)

Ведущий: - на вопрос считаете ли вы себя патриотом? (ответило да- 72 % обучающихся)

На вопрос готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины? (ответило да-82 % обучающихся)

Хотели бы вы уехать из России?- 75 % ответили нет

Гордитесь ли тем, что живете в России? (ответило да - 98% обучающихся)

Престижна ли профессия российского офицера? (да- 75%)

На вопрос вы за или против службы в армии? (ответило за- 65% обучающихся)

Нужно ли патриотическое воспитание в техникуме? (ответило да- 65% обучающихся)

Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей? (да-98%)

Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций? (да- 46%)

Есть ли у вас пример для подражания? (да- 75%)

Анализируя ваши ответы, можно сделать вывод о том, что патриотическое сознание обучающихся нашего техникума на достаточном уровне.

Ведущий: Ребята, у нас в гостях Бейгул Георгий Александрович , участник боевых действий в Афганистане. Георгий Александрович, расскажите о себе и о Вашем участии в боевых действиях в Афганистане.

Что для Вас значит быть патриотом?

Что такое патриотизм по Вашему мнению?

Какие поступки нужно совершить, чтобы их назвали патриотическими?

Как Вы считаете, с чего и когда нужно начинать патриотическое воспитание?

Ваши пожелания ребятам, обучающимся в нашем техникуме.

(после выступления выразить благодарность)

Ведущий: Любовь к Родине – это проявление патриотизма, защита ее – это долг и обязанность патриота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Нельзя верить тому, кто клянется в любви к Родине и одновременно избегает исполнения своего долга по ее вооруженной защите. Мы все дети одной Родины - России. А как вам известно Родина - это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда где он вырос и живет. Высшим выражением долга в обществе выступает гражданский (патриотический) долг перед Отечеством, который всегда связан с общественными интересами и потребностями людей.

- Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?

-Что означает быть верным воинскому долгу? (рассуждения обучающихся)

Ведущий:

Есть закон - служить до срока,

Служба труд, солдат - не гость.

Есть отбой - уснул глубоко,

Есть подъём - вскочил как гвоздь.

Есть война - солдат воюет,

Есть сигнал: вперёд - вперёд!

Есть приказ: умрём - Умрём!

Ребята, всем известна фраза из любимого всеми фильма «Офицеры», - «Есть такая профессия Родину защищать». Но мы понимаем, что такая профессия опасна и она опасней, чем какая- либо другая. Мы смело можем называть этих людей героями. Об одном таком герое, Владимире Шпилько, который закончил наше учебное заведение, расскажут Соболь Марина и Романович Валерий (рассказ и презентация о Владимире Шпилько)

(слайды №7-11)

Соболь Марина: Владимир Шпилько родился в семье Марии Кирилловны и Ивана Семеновича Шпилько 21 апреля 1976 года в поселке Подславушка Красногорского района Брянской области. В 1990 году семья переехала в г. Новозыбков. Здесь Володя окончил школу № 6, а затем профессиональное училище № 20, ныне промышленный техникум.

29 мая 1994 года Владимира призвали в ряды Советской Армии. До присяги он служил в г.Ломоносове Ленинградской области, а затем в г. Балтийск. 18 января 1995 года родители получили телеграмму: «Дорогие родители меня отправляют в командировку». Мама Володи сразу поняла, что ее сына отправили в Чеченскую республику.

Романович Валерий: Но ровно через год после призыва в армию - 29 мая 1995 года гвардии старший матрос Шпилько Владимир Иванович погиб. Из письма заместителя командира 8 роты гвардии капитана 3 ранга Малых: «…. В горах близ населенного пункта Агишты, по направлению на Ведено, зайдя в тыл по горам, наша рота была внезапно атакована большой группой боевиков, часть роты попала в окружение. Для прикрытия выхода роты из- под обстрела, была оставлена группа, в число которой входил ваш сын. Вступив в бой, группа предотвратила окружение роты и обеспечила выход окруженным из- под обстрела. Во время отхода группы ваш сын Владимир вместе со своим командиром взвода и командиром отделения попал под обстрел гранатометов и пулеметов, где был смертельно ранен. Ваш сын до конца выполнил свой воинский и гражданский долг, проявив при этом мужество и отвагу. За свой подвиг гвардии старший матрос Шпилько Владимир Иванович представлен к правительственным наградам. Память о нем будет вечно в сердцах его боевых товарищей».

Комяжко Светлана:

Это мирное небо над Родиной,

Это значит, что где-то в ночной тишине

Злые пули надрывно свистят

И что в этой борьбе, как на всякой войне,

Жизнь и смерть снова рядом стоят.

Это значит, что в этом суровом бою

Твой ровесник, земляк, твой сосед

Защищает любовь и надежду свою,

Наших окон приветливый свет

Охраняя всё то, чем мы так дорожим,

Он ведёт этот правильный бой.

Наше счастье и труд, нашу мирную жизнь

От беды заслоняя собой.

Высоко, высоко над землёй синева,

Это мирное небо над Родиной,

Но простые и строгие слышу слова:

«Боевым награждается орденом…»

Ведущий: Владимир Шпилько был посмертно награжден орденом мужества и медалью за отвагу. В г. Балтийск поставлен памятник погибшим воинам, в списках которого значится гвардии старший матрос Шпилько Владимир. В нашем техникуме открыта мемориальная доска, возле которой всегда стоят цветы. Предлагаем вам посмотреть фрагмент ее открытия.

(просмотр видео)

Ведущий:

Мгновенье тоньше волоска,

Оно - как искорки свеченье,

Но может быстрое мгновенье,

Остаться славным на века.

Одно мгновенье - и во мгле,

Встаёт заря над прахом серым,

И ты становишься примером.

Для миллионов на Земле.

В память о Владимире Шпилько звучит песня в исполнении Чуева Евгения «Русский парень».

Ведущий: К сожалению, сегодня многие ребята пытаются избежать военной службы, но именно армия помогает молодому человеку сформировать такие качества как мужество, выдержку, способность преодолеть страх, готовность к самопожертвованию, физическую закалку, выносливость, ответственность, самостоятельность и решительность.

В нашем техникуме работает военно – патриотический клуб «Долг». О патриотической деятельности клуба расскажут члены клуба Пузырёв Николай и Северина Марина.

(слайд №10-19)

Пузырёв Николай: Военно - патриотический клуб «Долг» - это объединение неравнодушных молодых людей, сочетающих в себе честь, чувство долга и ответственность за свои поступки. Нравственной ценностью нашего клуба является чувство патриотизма к своей Родине. Патриотическая деятельность клуба заключается в помощи Ветеранам Великой отечественной войны и встречах с ними.

Северина Марина: Члены нашего клуба принимают участие в туристических походах по местам боевой Славы; в военно-спортивных играх «Тропою героев», «Снежный барс», несут «Вахту памяти» во время патриотических мероприятий, ухаживают за могилами ребят, которые погибли в Афганистане и Чечне. Участие в клубе «Долг» помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить совесть и достоинство.

Ведущий: Вот и подошло к концу наше мероприятие «Мы - патриоты». Надеюсь, оно было полезным для всех нас. Предлагаю вам выразить свои впечатления от проведенного мероприятия методом синквейна - стихотворением, в котором, вы выражаете свое отношение к данной теме.

(слайд №20)

Оно состоит из 5 строчек по определенным правилам:

1 строка – одно ключевое слово (существительное) определяющее содержание темы;

2 строка – два прилагательных, характеризующих данное предложение;

3 строка – три глагола, показывающих действие понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение;

5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

(во время написания звучит музыка 2-3 мин.)

Ведущий: Давайте послушаем Ваши стихотворения (зачитывают).

Ведущий: Из сказанных вами слов можно сделать вывод о том, что вы любите свою Родину, гордитесь ею, переживаете за нее, являетесь истинными патриотами своей страны. Послушайте стихотворение Ольги Фокиной «Храни огонь родного очага» в исполнении Михайловой Юлии.

Храни огонь родного очага

И не позарься на огни чужие!

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

«Храни огонь родного очага!»

Лелей лоскут отеческой земли,

Как не болотист, как ни каменист он.

Не потянись за черноземом чистым,

Что до тебя другие обрели.

Лелей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять

Твоим трудом взлелеянное поле,

Не по страничке, что учился в школе,

Ты будешь знать, за что тебе стоять…

Ты будешь знать, за что тебе стоять!

Ведущий: Ребята! Настоящий патриотизм - это образованный патриотизм. Настоящий патриот тот, кто знает, как и чем он может служить Отечеству. Хорошо учиться, получать больше знаний, образовывать себя сегодня - это значит быть готовым отдать свои знания, своё умение стране завтра. Патриотизм - это не просто красивые слова. Это,прежде всего дело, служение Родине, стране, своему народу. И об этом никогда нельзя забывать.

Большое спасибо всем за участие в нашем мероприятии!

Областной конкурс

сценарных разработок мероприятий, посвящённых датам России и Дням воинской славы России «Славься, Отечество!»

НОМИНАЦИЯ

«Сценарий патриотического мероприятия»

Название работы

«Вечер встречи трёх поколений»

ко Дню защитника Отечества

ОУ: Осино-Гайский филиал

МБОУ 2-Гавриловской средней

общеобразовательной школы,

Гавриловского района

Т.: 4755125368

e - mail : osinogay @ mail . ru

Макарова Татьяна Валентиновна,

заместитель директора

по воспитательной работе

    Актуальность:

Патриотическое воспитание – одно из главных направлений воспитания современного поколения. В детях необходимо воспитывать гордость за историю страны, за дела предков, знакомить с традициями защиты Отечества, способствовать выработке активной жизненной позиции.

Вечер проходил в форме встречи представителей трёх поколений: ветераны Великой Отечественной войны, участники вооружённых конфликтов, воины, уволенные в запас и будущие защитники Отечества.

В процессе встречи звучали воспоминания ветеранов, представлена была презентация «Мой край и Великая Отечественная война», выступали воины-интернационалисты, воины, уволенные в запас. В ходе вечера учащиеся задавали вопросы гостям, а в конце праздника поделились своими впечатлениями об услышанном.

Учащиеся школы подготовили концертные номера патриотической тематики.

Ветераны Великой Отечественной войны Коростелёва М.С. и Косырев В.Д. после встречи у памятника погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной войны

Ветераны Великой Отечественной войны Коростелёва М.С. и Косырев В.Д. во время встречи

Учащиеся школы при показе инсценированной песни «В землянке»

Во время чтения стихотворения «Мама»


Показ презентации «Мой край в годы Великой Отечественной войны»

    Цель: - воспитание военно-патриотического сознания у учащихся.

    Задачи: - воспитание гордости за воинов России;

Воспитание уважения к старшему поколению;

Знакомство с традициями защиты Отечества;

Выработка активной гражданской позиции;

- формирование культуры общения .

    Подготовительная работа:

    Разработка мероприятия.

    Приглашение гостей: ветераны Великой Отечественной войны, участники вооружённых конфликтов, бывшие военнослужащие, родственники погибших воинов.

    Подборка музыкального сопровождения и художественного оформления, фотографий героев-земляков, фотодокументов, концертных номеров.

    Основная часть

Оборудование и реквизит:

ноутбук, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, гитара, подготовленная презентация «Мой край и Великая Отечественная война», выставка книг патриотической тематики.

Оформление помещения:

стенд «Боевой путь наших земляков», стенд «Ничто не забыто, никто не забыт», папки «Портрет солдата» с оформленными воспоминаниями ветеранов о Великой Отечественной войне, газетные статьи, стенд «Герои-земляки», стенд «Они служили в горячих точках» об участниках вооружённых конфликтов, папка-раскладушка о воине-афганце Реброве Викторе Николаевиче.

Музыкальное сопровождение:

запись метронома, минусовки песен: «В землянке», «Огонёк», «Утиная охота», «Расскажи, отец», «Мама», «Офицеры».

Целевая группа (возрастная категория): учащиеся 8-11 класс.

Ход мероприятия:

    Вступительная часть.

    Основная часть.

    Великая Отечественная война.

    Послевоенные годы.

    Афганистан.

    Таджикистан.

    Северный Кавказ.

    Заключительная часть

Сценарий:

    Вступительная часть.

Ведущий.

Здравствуйте, дорогие гости, участники сегодняшнего вечера. Позвольте поздравить всех присутствующих мужчин и юношей с праздником – с Днём защитника Отечества. Ведь им, нашим защитникам, мы и посвящаем сегодняшний вечер.

    Основная часть.

Ведущий.

Великая Отечественная война. Много ли мы говорим о ней?! Конечно же, меньше, чем надо было бы. И уходят в бытиё те страшные годы: блокада Ленинграда, оборона Сталинграда, Курская битва. Сколько пришлось вытерпеть солдату!

У нас в гостях свидетели тех страшных дней, ветераны Великой Отечественной войны Косырев Василий Данилович, который завершил войну в Кёнигсберге, и Коростелёва Мария Степановна, участница Сталинградской битвы. Им слово.

Выступления ветеранов

Ведущий.

Да, трудно достались ветеранам ордена и медали. Давайте вспомним и о наших земляках, удостоенных высоких наград. Это Герои Советского Союза Зоя и Шура Космодемьянские, Александр Дьячков, Степан Перекальский, Иван Черенков, Павел Плужников.

Показ презентации «Мой край и Великая Отечественная война»

НОМЕР Стихотворение «Награды» (Автор Александр Карпенко)

Мы идём грозовыми путями,

Ополчась на невзгоды и смерть,

И наградам, летящим за нами,

Так непросто за нами успеть.

Так случилось, однажды был отдан

Я в бессонные руки врачей,

И искал меня воинский орден

Двести семьдесят дней и ночей.

Вот опять предо мной то мгновенье,

В тишине раскатившейся взрыв…

Может быть, награждён уже тем, я,

Что остался в аду этом жив.

Ты идёшь по Нескучному саду,

Обещанием счастья маня,

Что же ты, дорогая награда,

Догоняла так долго меня?

Ведущий.

А что делали солдаты в промежутках перед сражениями? Они писали письма родным, сочиняли стихи, пели песни.

НОМЕР Инсценированная песня «В землянке» (Авт. А. Сурков, К. Листов)

Ведущий. А дома солдата оставалась ждать девушка, храня в сердце любовь, которая и поддерживала их во время разлуки. А вы знаете песню, в которой говориться о таком расставании?

НОМЕР Песня «Огонёк» (Авт. М. Исаковский, М. Блантер)

Ведущий. Отгремела война. Стали забываться те страшные годы. Хотя нас не беспокоят ночные налёты, но границы по-прежнему охраняются. На страже стоят наши ребята – офицеры и солдаты армии. О своей службе на флоте расскажет ветеран Великой Отечественной войны, офицер флота в отставке Киселёв Алексей Михайлович .

Алексей Михайлович пишет стихи. Просим Вас прочитать одно из своих произведений.

Стихотворение «Ветеранам» (Автор Киселёв А.М.)

В волосах седина,

На груди ордена,

В теле трутся осколки,

Что забыла война.

Нас немного осталось

На свободной земле,

Нам такое досталось…

Не присниться во сне.

В схватках с яростным зверем

Мы теряем друзей.

И себя не жалели

Ради счастья людей.

Ради жизни прекрасной

Мы вставали на бой,

Землю, Родину нашу

Закрывали собой.

В трудных битвах досталась

Нам Победа в войне.

Нас немного осталось

На российской земле.

О службе в рядах Советской Армии нам расскажет бывший учитель нашей школы Савельев Алексей Николаевич

Выступление гостя

Ведущий. Конечно же, приятно получить весточку из дома. Как она воспринималась солдатами? А от любимой девушки? А если девушка переставала писать?

НОМЕР Песня «Ну что же ты наделала?» (Из репертуара ансамбля «Голубые береты»)

Ведущий.

Мы продолжаем наше интервью с бывшими военнослужащими:

Фирсов Владислав Иванович

Полянский Вадим Валентинович

Выступление гостей

Ведущий.

Героизм и мужество, любовь и тоска наших солдат – всё это воплощалось в стихах, а затем перекладывалось на музыку. И эти песни исполнялись, как правило, под гитару и входили в наш дом. Интерес к ним потому высок, что слагающие их люди испытывали самые обострённые чувства, попадая порой в ситуации исключительные, где их часто подстерегала опасность, даже смерть. Как сказал А. Толстой, «вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и останется в человеке – ядро». В таких условиях обостряется тяга к искусству, тоска по прекрасному.

НОМЕР Песня «Утиная охота» (Авт. А. Розенбаум)

Ведущий.

«Так спой же, товарищ,

Где песня твоя?

И станет мне ближе

Отчизна моя».

Эти строки из стихотворения лейтенанта Александра Стовбы. Ему было с кого брать пример, было кем гордиться: оба деда, отец, Николай Островский, Александр Матросов много значили в его короткой жизни. Подвигу Матросова он посвятил стихотворение.

НОМЕР Стихотворение «У офицеров и солдат» (Автор Александр Стовба)

У офицеров и солдат

Порой войною время сжато.

Вот, приготовив автоматы,

Твои товарищи лежат.

Их жизнь зависит от тебя,

О, подвига полёт бессмертный!

Ты бросился на выстрел первым,

Друзей и Родину любя!

И сняв атакой рубежи,

Пошла вперёд родная рота,

А ты у вражеского дота

В снегу, недрогнувший, лежишь.

Отчизны юный гражданин,

Безмерно любящий Отечество,

Ты отдал жизнь за человечество,

А мог дожить и до седин.

Ведущий.

Конечно, солдаты, певшие песни, сочинявшие стихи, не думали, что их будет слушать миллионная аудитория. Они писали только для себя, чтобы в короткие часы вспомнить о Родине, матери, о любимой.

НОМЕР Песня «Расскажи, отец». (Из репертуара ансамбля «Голубые береты»)

Ведущий.

Афганистан. 15 февраля 1989 года для многих стал днём, когда кончился счёт потерям наших солдат, офицеров, служащих. Итог печален. Около 1500 матерей и отцов не дождались своих сыновей, не сказали они: «Мама, я живой!», а около 33000 вернулись израненными.

Тревожно было матерям. Сжимались в тоске и надежде их сердца, в глазах – боль за сыновей. Солдаты же в трудные минуты вспоминали матерей. И рождались строки, посвящённые им.

НОМЕР Стихотворение «Мама» (Автор Николай Сухин)

Здравствуй, милая мама,

Шлю тебе я привет.

Самый нежный, сердечный,

Даже слов в мире нет.

Ты тоскуешь по сыну,

Мама, вытри слезу,

Я домой вновь приеду

И тебя обниму.

Служба – в Афганистане,

Где жара и песок.

Как живёшь, ты, родная?

Напиши пару строк.

Тихо-тихо в казарме,

Только слышно вокруг,

Как тоскует гитара,

Да солдаты поют.

НОМЕР Песня «Мама» (Авт. А. Шульгин, В. Гаврилина)

Ведущий.

Война в Афганистане не обошла и наше село. Многие из присутствующих знали Реброва Виктора Николаевича, жизнь которого закончилась трагично уже в мирное время. Я предоставляю слово его сестре

Гуреевой Любови Николаевне

Ведущий. Одна из самых замечательных песен, бытующих среди наших воинов-афганцев – лирическая «Кукушка», в основу текста которой положено стихотворение Виктора Кочеткова «Весь просвечен заревой покой».

Кукушка – извечный образ народной поэзии. Кукушкой прилетает в родительский дом девушка, отданная замуж на чужую сторону. Кукушке в песенном народном творчестве уподобляется мать, ищущая свое дитя, своего сына.

В песне герой обращается к кукушке как символу далёкой Родины. У песни уже своя история.

Сергей Федотов был в секрете в горах. Подорвался ночью на мине. К нему пробивались на помощь боевые друзья, но не пробились. Его пытались захватить душманы и тоже не смогли – Сергей отбивался до последнего патрона. Истекая кровью, он до рассвета пел «Кукушку».

НОМЕР Песня «Кукушка»

Ведущий.

После вывода войск из Афганистана, казалось бы, со смертями наших ребят покончено.

В 1994 году развязалась война в Таджикистане. Эта война затронула наши границы, и защищал их наш односельчанин Макарян Армен Эдуардович. Ему предоставляется слово.

Выступление гостя.

Ведущий.

За Таджикистаном развязалась война на Северном Кавказе . Наши ребята были стойкими в нравственном отношении, неприхотливыми и выносливыми, исконно наделёнными смекалкой, постоянно готовыми пойти на выручку своим товарищам. В этом славнейшая традиция преемственности. Среди наших односельчан есть такие бывалые парни: Алексеев Михаил Евгеньевич, Королёв Геннадий Александрович, Макаров Николай Алексеевич. Предоставляем слово им.

Выступление гостей.

Ведущий.

Ещё дышит войною Чечня,

Небо чёрное над Дагестаном.

И не всех защищает броня,

И летят вести скорбные к мамам.

Сколько их, пацанов боевых,

В мир вступивших с мечтой и любовью,

Вновь оплатят ошибки других

Своей жизнью на взлёте и кровью.

НОМЕР Песня «Офицеры» (Авт. О.Газманов)

Ведущий.

Сначала был Афганистан, потом Чечня

Кто объяснит мне, что творится в этом мире?

Когда же кончится кровавая война?

Когда же люди спать там будут мирно?

Вот мать стоит над гробом вся в слезах.

Отец в сторонке в горе неутешном.

А сколько их ещё невинных душ

Погибло в той войне для всех ненужной.

Давайте встанем. И помянем их,

Ведь это нам живым, не мёртвым нужно.

Минута молчания

    Заключительная часть (беседа с детьми о содержании вечера и впечатлениях).

Ведущий.

Вот и закончен наш вечер. Хочется верить, что память о воинах земли Русской станет залогом того, что в третьем тысячелетии наших потомков не коснётся это ужасное слово «война»

НОМЕР Песня «Изгиб гитары жёлтой» (Авт. Б. Окуджава)

В сегодняшней России, как никогда, востребованы такие качества личности, как самостоятельность, независимость, умение принимать решение, ответственность, активная жизненная позиция. Подросток формирует свои навыки, линии поведения, ценностные ориентиры, приобщается к знаниям о жизни, участвуя в общешкольных мероприятиях .

Именно гражданско-патриотическому воспитанию отводится главное место при подготовке, организации и проведении такого важного мероприятия, как День защитника Отечества . Стало уже традицией приглашать в такие праздничные дни ветеранов Великой Отечественной войны , участников вооружённых конфликтов, воинов, уволенных в запас . И всякий раз необходимо стараться найти новые формы общения, привнести в мероприятие нечто особенное, что сдела ет встречу искренней и незабываемой.

Чем дальше от нас уходят страшные годы войны, тем актуальнее становится потребность говорить о ней, записывать воспоминания участников войны, которых с каждым годом становится все меньше , проводить встречи и с теми, кто защищает нас в мирное время. Их личный пример должен рассказать о высоком звании Защитника Отечества.

К работе над сценарием следует привле чь учащихся . Творческое детское мышление привносит в содержание свежую струю, делает материал современным и актуальным. Участие подростков в подборе концертного репертуара, беседы с ними об огромной роли их дедов и прадедов в Победе над фашизмом, о глубине и значимости понимания их вклада в историю Отечества являются, на наш взгляд, оправданным методом воспитания в них патриотизма и гражданского долга.

Учащиеся готовят не только тематические концертные номера, но и непосредственно общаются с гостями-ветеранами, устраивают выставки, оформляют стенды, папки-раскладушки, готовят материал для публикации в газет е , приветствуют гостей цветами и сувенирами, фотографируются с ними на память, рассказывают о своих успехах и достижениях. Учащиеся и гости вместе поют фронтовые песни, которые актуальны и сегодня и одинаково любимы людьми разных поколений. Такие трогательные встречи еще раз доказывают, что «не стареют душой ветераны». Они, несомненно, нужны и старшему поколению, и молодежи.

Предстоящая встреча должна стать торжественно-трогательной, впечатляющей и запоминающейся. А главное – значимой .

Настоящие методические рекомендации могут стать руководством к действию при подготовке и проведении различных тематических мероприятий, в частности праздновани я Дня защитника Отечества, в преддверии Дня Победы.

При наличии в арсенале воспитательной деятельности различных форм, можно существенно разнообразить творческую работу, прибегая к инициативе всех задействованных в процессе лиц, используя креативный потенциал каждого. Исходя из опыта проведения праздничных и тематических мероприятий, мы сочли наиболее предпочтительной формой в конкретной ситуации вечер встречи . Именно так наиболее ярко удается выразить чувства и собственное отношение к героическ им страниц ам в биографии страны.

Массовое мероприятие пройдет успешно, если тщательно планировать его организацию и подготовку на трех основных этапах:

1. Подготовительный этап – приобретение, подбор и анализ литературы, составление рекомендательного списка, проведение бесед по теме, определение целей и задач, составление плана, определение хода и содержания мероприятия, определение методов и приемов, разработка сценария, подготовка дидактического и раздаточного материалов, изготовление наглядности, определение участников, концертных номеров , подготовка и распределение заданий, определение места, времени, даты проведения, согласование с администрацией, решение организационных вопросов.

2. Коррекционный этап

Подготовка и проверка оборудования и технических средств, подготовка оформления, репетиции и генеральная репетиция, корректировка сценария, объявление, приглашение зрителей и гостей.

3. Основной этап

Установка оборудования и технических средств, оформление зала, проведение мероприятия, подведение итога, анализ проведенного мероприятия (самоанализ), обсуждение коллегами, сбор отзывов, разработка методических рекомендаций, распространение опыта работы, освещение опыта работы в СМИ.

Актуальность тематики, адекватность содержания, практическая направленность, ориентация на соответствующую аудиторию, ответственность за тщательность подготовки делает мероприятие результативным.

Воспитательное мероприятие как модель деятельности педагогов и детского коллектива предполагает определенную логику развития и состоит из пяти последовательных элементов, задающих его целостность.

    Цель (мотив) - патриотическое воспитание, образование.

    Способ (средство) - разучивание песен, стихов.

    Исполнение (реализация) - вечер встречи.

    Контроль (самоконтроль) - зрительный зал.

    Оценка (самооценка) - внимание зрительного зала, аплодисменты, обсуждение.

В нашем случае предпочтение отдано такой форме как вечер встречи . Нам представляется этот выбор наиболее удачным, т. к. он позволил учащимся прикоснуться к истории своей страны не только с точки зрения знаний, полученных на уроках, почерпнутых из книг, интернета, телепередач и т. п., но также непосредственно проявить себя и свое собственное отношение к теме мероприятия через раскрытие своих творческих, художественных способностей, выступая в роли непосредственных исполнителей.

Школа – это отправная точка путешествия в историю нашей Родины, в далекое военное время. И путешествие это должно быть познавательным, создающим условия для воспитания у школьников чувства патриотизма, любви к своей Родине, народу, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны , участникам вооружённых конфликтов, воинам, уволенным в запас . Человеку свойственно смотреть в минувшее, как в зеркало. Он видит там чужие судьбы, но, зачастую, соотносит их со своей судьбой. С тем, что происходит вокруг.

От того, как организаторами строится воспитательная работа, как с его помощью и при непосредственном участии осуществляются поставленные задачи, зависит не только благоприятная атмосфера в коллективе, но и ответственное отношение к проводимому мероприятию, стремление каждого участника воспитательного процесса продемонстрировать свою гражданскую позицию, наполнить новым содержанием.

Наконец, несомненная роль организаторов заключается и в том, чтобы суметь передать воспитанникам собственную одухотворенность, любовь к сцене и к зрителям, желание творить и служить искусству. Понимание ответственности и значимости момента, воспитательная составляющая и личный пример - вот то, что, на мой взгляд, поможет вывести методическую деятельность в школах на новый, более высокий уровень.

    Список использованных источников:

    Книга памяти. Афганистан – наша память и боль. Г. Тамбов, 2001 г.

    Книга памяти. Вернулись с победой. Г. Тамбов, 2005 г.

    Книга памяти Тамбовской области, т.2, г. Тамбов, 1994 г.

    Книга памяти. Трагедия Чечни – боль России. Г. Тамбов, 2003 г.

    Когда поют солдаты: Современное самодеятельное песенное творчество советских воинов, выполняющих интернациональный долг в Афганистане / Сост., вступит. Ст. П.И. Ткаченко.- М.: Мол. Гвардия, 1987 г.

    Материалы школьной музейной комнаты Анненского филиала МБОУ 2-Гавриловской сош.

    Ресурсы сети Интернет.

    Приложения:

Стенд «Они служили в горячих точках», посвящённый воинам:

Алексееву М.Е., Королёву Г.А., Макаряну А.Э.

Фрагмент стенда «Они служили в горячих точках» - Макарян Армен Эдуардович


Фрагмент стенда «Они служили в горячих точках» - Королёв Геннадий Александрович


Папка-раскладушка о воине –интернационалисте, участнике войны в Афганистане

Реброве Викторе Николаевиче

Стенд «Боевой путь наших земляков»




Выставка газетных статей о ветеранах - земляках

Выставка работ учащихся «Портрет солдата» по воспоминаниям ветеранов

Стенд «Герои – наши земляки»

Организованная выставка книг патриотической тематики

Стенд «Писатели-фронтовики»

Сценарий на День единства

Простой авторский сценарий на День Единства для постановки в стенах Дома культуры. Материал включает слова ведущих, необходимые блоки В том числе, официальную часть, церемонию награждения и концертную программу. Вашу копилку наверняка пополнит и этот сценарий на День единства.

Сценарий на День матери

Вы не ошибетесь, если возьмете наш сценарий на День матери. О матерях сказано многое, но всегда есть что-то уникальное. Наш сценарий на День матери авторский, поэтому не исключаем, что теплые слова ведущих обновят ваш сценарный ход. Матерериал бесплатный, его можно скачать и использовать для постановки у вас на местах.

Сценарий митинга на выборы

Воспользуетесь мматериалом, который вам будет всегда необходим. Сценарий митинга на выборы - редкость в интернет. Между тем, выборы проходят часто и наверняка ва будет полезен наш опыт. Этот сценарий для выборов можно использовать бесплатно для постановки.

Сценарий на День России

В свою копилку сценариста вы можете положить и наш Сценарий на День России. Этот мареиал авторский и такого текста для ведущих Дня рождения страны нет ни где. Обновите ваши диалоги ведущих или используйте материал полностью у себя для постановки.

Сценарий траурного митинга

Чернобыльская авария - важная тема для работников культуры и дополнительного образования. Наш сценарий траурного митинга Чернобыль, вам наверняка поможет при проведении подобных мероприятий. Сюда включены все необхлдимые части, которые создают все необходиму сценические действия.