Подготовка и проведение родительского собрания. Как интересно провести родительское собрание в начальной школе

Как провести первое родительское собрание?

Первое родительское собрание имеет особое значение в формировании коллектива учащихся, в объединении родителей и становлении родительского сообщества как коллектива. От того, как оно проведено, во многом зависит, будут ли согласованы цели и требования и будет ли налажено сотрудничество родителей и школы.

Цель собрания - определение общих подходов в воспитании и перспектив сотрудниче­ства школы и родителей класса.

Необходимое время - 1,5 часа.

Организация:

собрание проводится в закреплён­ном за классом кабинете, создаётся общий «круглый стол» либо стулья образуют общий круг.

    Использует­ся приём «Визитка» - на табличке каждого родителя подписывается мар­кером имя и отчество, ниже - фами­лия и имя ребёнка.

Таблички-визитки находятся на столах перед каждым родителем.

Оформле­ние:

газета «Портрет класса», эпи­графы к родительскому собранию, фонограммы мелодий. Подготовле­ны видеомагнитофон с видеозапи­сями класса на линейке «День зна­ний», на тематическом классном часе, «Памятки родителя» по ко­личеству семей в классе, бумага для записей, фотография класса (15×20 см).

Участники: кроме родителей, могут быть специалисты психолого-педаго­гической и медико-социальной служб школы.

Подготовка: классный руководитель предварительно анализирует информа­цию о родителях, собирает актуальную информацию о классе у педагогов, кон­сультируется у специалистов - психо­лога, социального педагога, врача.

Процесс:

Классному руководителю помогает «Совет дела» из числа учащихся клас­са - ребята расставляют столы и сту­лья, оформляют класс, встречают роди­телей, провожают в гардероб, в класс, регистрируют пришедших.

Звучит тихая музыка, родители зна­комятся с информацией, оформленной в классе.

В назначенное время классный руководи­тель предлагает расположиться за «круглым столом», установить визитки. Называет и поясняет цель собрания, выделяет услов­ные этапы в процессе работы: знакомство, ориентиры, планы и перспективы.

Знакомство

Оно начинается с того, что классный руко­водитель рассказывает о себе.

Комментарий: родителям очень важно знать, какому человеку они доверяют своего ребёнка. Поэтому им хотелось бы владеть информацией о классном руководителе. По­требность в этой информации велика, и луч­ший вариант - получить её из первых рук. Кроме того, искренний рассказ классного ру­ководителя о себе задаёт тон необходимого уровня доверия в общении.

Затем классный руководитель предлагает познако­ миться со всеми присутствующими.

Здесь можно использовать приём «Фотография класса»: «У меня в руках фотография нашего класса, сделанная 1 сентября этого года. Я знаю, что в каждой семье есть такая фотография, Вы её наверня­ка рассматривали, возможно, ребёнок делил­ся первыми впечатлениями. Используя это фото, мы и познакомимся. Я буду называть фамилию, имя ребёнка, показывая его на фо­то, а вы, уважаемые родители, назовите се­бя, представьтесь».

Комментарий: использование этого приёма вызывает, как правило, позитивные эмоции у родителей, что создаёт атмосферу доверия и заинтересованности.

Классный руководитель разъясняет особен­ности школы, рассказывает о традициях, ук­ ладе, режиме деятельности, ожидаемых ре­ зультатах. Демонстрирует символику школы (эмблему, флаг, гимн, элементы формы), разъясняет её смысл для воспитания учащих­ ся. Каждому родителю вручает «Памятку для родителя» (либо буклет - визитку школы ).

Можно использовать приём «Микроэкс курсия», когда классный руководитель либо кто-то из ребят проводят родителей по музею школы, выставке «История школы», фотогалерее.

Ориентир

Это второй этап собрания. Классный ру­ководитель определяет общие подходы к воспитанию, говорит о необходимости тесного сотрудничества семьи и школы, о формах сотрудничества, характерных и традиционных для школы.

Работа в микрогруппах. 7 минут «Каким я хочу видеть своего ребёнка на выпуске из школы?».

Педагог просит изложить от каждой микрогруппы своё видение проблемы. Для обсуждения предлагается тема «Каким я хочу видеть своего ребёнка на выпуске из школы?». Когда время обсуждения истекло, предлагается одному из родителей от каждой микро­группы выразить наиболее общие мнения. Классный руководитель фиксирует на доске качества выпускников, которые желают видеть родители, значимые ценности. Резюмируя высказанные мнения, классный руководитель обязательно акцентирует внимание родителей на совпадающих ценностях школы и родителей, обращает внимание, что результата в развитии личности учащихся можно достичь лишь совместными усилиями, в тесном сотрудничестве.

Классный руководитель обращает внима­ние, что движение к дальним результатам начинается сегодня, в процессе конкрет­ных действий, и далее представляет видение организации жизни в классе: ценности, модель организации деятельности, требования, режимные моменты. Раздаёт распечатку с необходи­мой информацией (или предлагает запи­сать): что, где, когда будет происходить.

Педагог договаривается с родителями о регу­лярности встреч и системе информирования, поясняя их значимость.

Ольга Широбокова
Мастер-класс «Игры, в которые играют люди, или Как интересно провести родительское собрание»

«Игры в которые играют люди или

как интересно провести родительское собрание »

Родительское собрание – это способ взаимодействия воспитателя и родителей по какой-либо актуальной проблеме, но на сегодняшний день смысл таких собраний сводится к решению организационных вопросов. Родители не ходят на собрания , потому что они скучны, затянуты, статичны и малоэффективны.

Задача воспитателя – серьёзно готовиться к таким мероприятиям. Чтобы обеспечить наиболее эффективное взаимодействие необходимо так, чтобы воспитатель из лектора превратился в партнёра родителей .

Любое родительское собрание должно быть необычно, нетрадиционно, оно должно проходить как праздник, как игра . В этом случае у родителей возникает большое желание присутствовать на нём. Сначала нужно сформировать актив родителей , на первое время это будет родительский комитет . Выстроив актив и доброжелательные отношения между родителями своей группы , можно добиться усиления воспитательного процесса, найти поддержку своим педагогическим начинаниям и творчеству, что в итоге положительно скажется на развитии детей.

Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами , содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В наше время передовых технологий, многие родители предпочитают получить информацию из источников интеренета , литературы. Это намного проще, удобнее, не надо никуда ходить, терять время -так считают многие современные родители .

Наша задача на сегодня : сделать родительское собрание интересным , полезным для родителей . Показать приоритет живого общения.

Как это сделать? Предлагаю один из вариантов : провести родительское собрание в форме игры . Играть нравиться всем , в любом возрасте. А образование и игра очень похожи :

Есть определенное пространство;

Границы;

Есть некий реквизит;

Ведет к какой то цели.

Правила всех игр подчиняются нескольким простым и понятным законам :

Что не запрещено, то разрешено

Принимай выбор другого

Решай сам или договаривайся

Говори сам за себя

Сегодня мне хотелось бы рассказать о нескольких играх , взяв которые за шаблон , вы с легкостью можете перенести на любую тему собрания .

А сейчас перейдем непосредственно к практике и попробуем поиграть в игры .

(Все игры проигрываются с участниками «Рабочей мастерской » )

Начнем с игры «Свободный микрофон»

Цель : Обменяться важной информацией по теме.

Правила : В течении 5 минут участники высказывают все, что хочется по теме.

Реквизит : микрофон.

Следующая игра «3,12,2»

Цель : Активизировать мыслительную деятельность, настроить на дальнейшую работу.

Правила : В течении 3 минут каждый участник делает записи отображая в них аспекты проблемы. (Все что приходит в голову) .

Затем листы собираются и перемешиваются. Участники делятся на пары, каждая пара вытягивает листок и пишет свои идеи по теме. (12 минут)

Затем участники делятся на 3 группы, рассказывают друг другу свои идеи и выбирают одну самую лучшую. (2 мин) .

Реквизит :

Небольшие листы бумаги

Маркеры для доски или мел.

Игра «Слабое место»

Цель : Выявить информацию которая может помешать успеху.

Правила : Участникам задается тема. Каждый пишет на отдельном листочке (стикере) по данной теме что он : знает/не знает, не знает/знает, знает/знает и не знает/не знает.

На листе или доске чертиться плоскость, все участники приклеивают свои ответы.

В данной игре можно очень хорошо проследить, что интересует родителей , что они хотели бы узнать. Очень хорошо провести ее на первом родительском собрании .

Реквизит :

Набор стикеров

Лист ватмана разделенный на четыре плоскости.

Игра «Раскадровка»

Данный термин взят из киноиндустрии, ввел его Уолт Дисней.

Раскадровка - это последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при создании фильмов.

Она помогает визуально представить, каково видение режиссера, каким образом снимать фильм. Изображение скажет больше, чем тысяча слов, и это является очень полезным в качестве основы для коммуникации и возможности донести режиссерские идеи до съемочной группы и продюсеров.

Возьмем любую тему, например «Благоустройство детского прогулочного участка» . Участники делятся на пары, каждая пара рисует элемент участка, в итоге все элементы складываются и получается нечто целое. Можно на одном собрании взять 2-3 темы , каждая группа будет представлять свой проект.

Реквизит :

-фломастеры ,маркеры,карандаши.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Публикации по теме:

«Компьютерные игры» Родительское собрание. Уважаемые родители. Наше родительское собрание на этом не заканчивается. Хочу с Вами разобрать горячую тему, которая касается каждого из.

Каждый ребенок любит и по-своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, мелками и углем. Оказывается, можно выполнить рисунок,.

Родительское собрание «Игры для детей и взрослых» Здравствуйте, дорогие родители! Мы рады видеть Вас у нас в гостях. Сегодня мы поговорим о важности развития мелкой моторики и координации.

Родительское собрание «Наши пальчики играют - речь нашу развивают» Родительское собрание «Наши пальчики играют – речь нашу развивают». Форма проведения: семинар-практикум. Цель: дать представление.

Родительское собрание «Роль игры в развитии ребенка» Родительское собрание «Детские игры - залог успешного развития ребенка»Цель: информирование родителей о важности игры в развитии ребенка.

по проведению родительских собраний

Родительское собрание – это основная форма совместной работы учителей и родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением является его согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.

Сегодня возникла необходимость проводить родительские собрания и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активность их роли в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.

Для чего нужны родительские собрания

Для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые он хочет получить ответы;

Как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;

Для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, итогами медицинских осмотров и т. д. Но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;

Как консультативные по профориентации, трудоустройству детей, занятости в системе дополнительного образования, режиме учебы и каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, учителей-предметников и других специалистов: работников ССДД, криминальной милиции по ДД и т. п.

Как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;

Как совместные с учениками обсуждения принципиальных вопросов;

Как показ «товара лицом», когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;

Как собрания-лекции, психологические тренинга, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц) как всеобуч для родителей.

Учителю на заметку

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2. Тема собрания разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинговые упражнения, дискуссии и т. д.

Семь правил

успешного проведения родительского собрания

    Уважайте!

    Помогайте!

    Объясняйте!

    Доверяйте!

  1. Спрашивайте!

    Благодарите!

Секреты успешного проведения родительского собрания

ВАЖНО!!!

    Говорите о проблеме, а не о персоналиях.

    Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех - за что-нибудь.

    Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.

    Используйте наглядные примеры - как надо, как правильно.

    Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную (с од­ним говорю - все стоят кругом и слушают).

Формы проведения

родительских собраний.

    Одна из замечательных форм родительских собраний – письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения.

    Родительское собрание вместе с учащимися.

    Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.

    Родительское собрание в форме кафе.

    Родительское собрание в походе у костра.

    Родительское собрание в форме игры.

    Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.

    Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.

    Родительское собрание мужчин.

    Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.

    Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей – предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.

Правила проведения

родительских собраний.

    Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.

    Если родители в большинстве своем на собрания не ходят, значит, они не любят своих детей, или они против формы и содержания проводимых собраний.

    Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители, если это необходимо, ученики и классный руководитель.

    Классному руководителю нужно научиться вкусно, изобретательно, замечательно и оригинально рассказывать о жизни в классе и о детях.

    У родителей только тогда появляется любовь к школе и к классу, когда они много и по-хорошему принимают участие в жизни класса.

    Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, учителя-предметники.

    Родительское собрание в форме монолога классного руководителя – это наименее удачная форма его проведения.

    Важно всегда помнить одну особенность всех собраний: о чем бы на них ни шла речь, как бы ни взволнованы и шумны были дебаты, однако после окончания собрания все, о чем так пылко спорили, тут же забывается. Нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми или большинством, в кратчайшие сроки, по свежим следам, совместно с наиболее заинтересованными родителями разработать до уровня планового задания и приступить к реализации.

    Классный руководитель просто обязан выжать из родителей все их возможности, все их умения и знания на пользу детскому и взрослому коллективу.

Алгоритм подготовки

родительского собрания:

1. Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывает:

    преобладание типов семей;

    уровень образованности и заинтересованности родителей;

    проблемы классного коллектива;

    цели и задачи учебно-воспитательного процесса, стоящие перед школой.

2. Подготовительная работа:

    изучение научно-методической литературы;

    анализ документации;

    проведение микроисследования;

    определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников;

    объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся;

    запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;

    приглашение родителей и других его участников;

    привлечение к его подготовке членов родительского комитета;

    оформление и оборудование места проведения собрания.

    оно должно просвещать родителей , а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;

    оно должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;

    оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.

4. Структура проведения родительского собрания:

    Обсуждение конкретной проблемы (просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности).

    Информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно - благодарность тем родителям, которые помогали классу и школе.

    Анализ развития детей за определенный период:

    личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми; данные диагностик);

    учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).

    Принятие решения собрания.

    Индивидуальные консультации с родителями.

Примерный режим

родительского собрания.

Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.

    Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) – 5 мин.

    Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче обнажить проблему встречи – 5-7 мин.

    Умение вести разговор — это талант
    Стендаль

    Мы знаем, что в первую очередь человек должен быть воспитанным. Знаем все слова В.Г Белинского: «Воспитание — великое дело: им решается участь человека». А в школе воспитанием занимаются все, в первую очередь — классный руководитель. В тесной взаимосвязи находятся учитель, родитель и ученик. И они должны работать в тесном контакте, совместно, сообща. Только тогда получится, как сказал Эпиктет: «Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек».

    Из начальной школы приходит ученик в 5 класс и попадает в новый коллектив, к новому классному руководителю. Если с начала учебного года классный руководитель правильно проведет работу с родителями, детьми, то он достигнет поставленной цели. С большинством родителей учащихся своего класса мы встречаемся в основном на родительских собраниях, где решаются все вопросы, проблемы класса.

    Для молодых учителей это всегда проблема: как подготовиться к родительскому собранию и как его провести.

    Всем понятно, что в первую очередь надо много читать литературу по возрастной психологии и педагогике, этнопедагогике.

    На классном родительском собрании обязательно должна быть беседа по определенной теме: по педагогике, этнопедагогике, возрастной психологии. Иногда бывает так, что классный руководитель на родительском собрании говорит только об успеваемости учащихся и об их поведении. И все. А родителей надо заинтересовать не только учебой, дисциплиной ребенка, но и интересной, конкретной беседой, чтобы родитель мог повысить свой уровень знаний по психологии, педагогике, чтобы он каждый раз приходил с такой целью, чтобы узнать что-то новое. На моих родительских собраниях родители стали приходить с ручкой и тетрадью, чтобы записывать. Они уже поняли, что надо не только слушать, но и обязательно записывать. Еще заполняли вопросы анкетирования, тестирования (не только узнать что-то новое о ребенке, но и о себе, о взаимоотношениях в семье, что думает по этому поводу ребенок и т.д.). Приходили с вопросами, заранее подготовленными, на которых сами не могли найти решения. И иногда все родители вместе, иногда индивидуально решали эти вопросы.

    При проведении родительского собрания надо обратить внимание на возраст родителей. Молодые родители лучше воспринимают эмоциональную сторону, родители среднего возраста — рациональную сторону, старшее поколение — в равной мере и то, и другое.

    Надо еще знать социальный паспорт родителей класса. Например, сколько полных семей, неполных (одинокие матери, одинокие отцы), вдовы, вдовцы. Кто часто приходит на собрание? Конечно, матери (хотя в последнее время стали приходить и отцы). Можно организовать собрание для отцов отдельно. К собраниям для отцов и матерей надо готовиться по-другому. Отцы скептически относятся с недоверием, с сомнением слушают, поэтому нужны хорошие примеры, надо опираться на труды, высказывания известных, уважаемых всеми людей, ученых.

    Надо обратить внимание во время подготовки к беседе на образование родителей. Люди с образованием лучше воспринимают рациональную сторону. Сразу, в начале родительского собрания, нужно ставить цель, задачи и начать. А родители без образования лучше воспринимают эмоциональную сторону. Поэтому в начале беседы можно привести какой-то яркий пример, чтобы их заинтересовать, вовлекать в беседу, в разговор.

    Надо обратить внимание на тон беседы. Взрослым не нравится покровительственный тон. Должно быть доброжелательное отношение.

    Надо еще знать, по каким мотивам приходят родители на собрание. Специалисты делят слушателей на 4 группы мотивов, по которым они приходят:

    1. Интеллектуальные.
    2. Моральные.
    3. Эстетические.
    4. Дисциплинарные.

    Я пришла к выводу, что лучше всего работать с родителями с интеллектуальными мотивами. Таким родителям интересна тема беседы. Хотят они знать еще больше, интересуется успехами, достижениями, проблемами своего ребенка, хотят еще ближе быть с ребенком, узнать его мир, интересы, увлечения, понять его. Родители с моральными мотивами приходят, чтобы показать, что они присутствуют на родительском собрании, выполняют свой долг родителя. Тоже интересуется делами своего ребенка. Родители с эстетическим мотивом всегда приходят на собрания (могут пропускать только по веским причинам). Они любят слушать беседу, которую очень интересно проводит классный руководитель (по их словам). Лекцию не только слушают, но обязательно записывают, что-то переспрашивают, задают вопросы, короче, они являются очень заинтересованными слушателями. Стараются новые знания применить в жизни, что-то изменить в отношениях с ребенком. Самую трудную группу представляют родители, которые приходят по дисциплинарному мотиву. Они пришли, потому что надо придти. Нет заинтересованности, нет вопросов, пришли и ушли. Ко всему могут относиться скептически, что все равно ничего не поможет им наладить отношения с ребенком, что все это написано только в книге, а жизни так не бывает. Сложно преодолеть барьер не понимания. Могут быть негативно настроены на школу, на класс, на учителей.

    При подготовке надо учитывать продолжительность беседы. Надо рассчитать на 30-40 минут. Основная мысль беседы должна повторяться в начале и в конце в разных формах. Тему беседы надо выбрать исходя из того, о чем вы будете говорить на этом родительском собрании: о режиме дня, о переходном возрасте, о подростковом максимализме, об отношениях между полами, об успешной работе и т.д. Обязательно должен быть план беседы, конспект беседы (но не читать по этой бумаге). Речь должна быть свободной, так как хорошо воспринимается, когда человек рассказывает, а не читает. Должен быть контакт глаз. Надо видеть всех родителей, а не одного человека. Надо хорошо продумать начало и конец беседы.

    Хочу предупредить молодого классного руководителя, что интерес, любопытство бывает только в течение двух-трех минут. За это время надо успеть заинтересовать родителей. Хорошее дело — половина дела. Надо, чтобы родители были не только пассивными слушателями, но и активными участниками беседы.

    Мы все знаем, что учитель должен следить за своим внешним видом. Но классный руководитель перед родительским собранием должен тщательно осмотреть себя в зеркало, потому что родители обращают внимание на внешний вид учителя. Особенно придирчиво смотрят отцы и родители, которые пришли по дисциплинарному мотиву. Экстравагантность в одежде воспринимают отрицательно. Чуть понаряднее, чем в обычные дни, смотрится хорошо. Ведь недаром говорят в народе, что встречают по одежде, а провожают по уму. Большое внимание надо уделить учительнице своей прическе.

    Рационально, когда классный руководитель ведет беседу стоя. Тогда все внимание концентрируется на учителе, хотя психологи говорят, что сидя провести лучше, никто не доминирует. Но если много родителей на собрании, сидящие на последней парте не видят учителя, им мешают сидящие впереди, поэтому они стараются изменить свое положение или, махнув рукой на все происходящее, сидят безучастные ко всему. Тогда нарушается контакт со всеми родителями. Сидя можно поговорить, если на собрании пришло мало родителей. При беседе не надо ходить взад-вперед, это мешает слушать и сосредоточиться.

    Надо обратить внимание на темп речи при беседе. Очень быстро говорить не надо. Слушающие могут не улавливать смысл беседы. Поэтому теряют интерес к беседе. Очень медленно говорить тоже не стоит. Это раздражает слушателей.

    Еще внимание надо уделить на тембр голоса. Если женщина говорит на высоком тоне, то такая речь воспринимается плохо, раздражает слушателей, если даже беседа очень интересная. Поэтому женщина с высоким тембром голоса должна научиться говорить на более низком тоне. Для этого есть специальные упражнения. Во время беседы не надо говорить на одном тоне, монотонно. Люди могут уснуть (как говорят, в каждой шутке есть доля правды). Надо менять силу, темп речи. Не должно быть чрезмерной жестикуляции, но и не надо стоять как монумент. Здесь уместно вспомнить слова К.Маркса: «Человек без эмоций, что покойник в отпуске».

    Еще хочу обратить внимание на расстояние. Есть такой термин — проксемика. Доктор Холл использовал слово проксемика для описания своей территории. Он выделил 4 общие зоны:

    На интимные расстояния (это самые близкие люди, семья, родственники)

    Личные расстояния (это зона личной дистанции. Это расстояние является близким для того, чтобы вести обсуждение личных вопросов. Например, когда два человека встречаются на улице, они обычно останавливаются на этом расстоянии, чтобы поговорить). 3.Общественные расстояния (это пространство имеет ближнюю и дальнюю фазу. Единственный контакт на этом расстоянии визуальный. Поэтому во время беседы надо смотреть собеседнику в глаза). Именно на этом расстоянии ведутся беседы на родительских собраниях. Я обратила внимание6 чем больше с доверием относятся к классному руководителю, тем ближе садятся. Более заинтересованные, активные родители всегда занимают первые места. И наоборот: чем дальше садятся от учителя, тем пассивнее. 4. Публичные расстояния. Это наиболее удаленное распространение наших территориальных связей (на таком расстоянии обычно выступают все лекторы в вузах, колледжах, семинарах, конференциях и т.д.)

    Классный руководитель должен быть уверенным в себе, в своих знаниях. Молодые классные руководители иногда не очень уверенно чувствуют себя перед старшими по возрасту родителями. Ведь свой настрой можно передать слушателям. Если учитель говорит неуверенно, тогда и родитель не поверит ему. Тут вспоминается греческая пословица: «Не тот оратор, кто хорошо говорит, а тот, кого слушают хорошо».

    Во время беседы обязательно должен быть дружелюбный тон. Доброжелательное, тактичное отношение учителя к родителям вызывает такую же ответную реакцию.

    И самое главное: на родительском собрании не надо говорить о плохом поведении ученика, о плохой его учебе всенародно. Одна из причин того, почему родители не ходят на родительские собрания, оказывается, кроется в этом. Родителям неудобно, стыдно перед другими родителями, что так говорят о его ребенке. Поэтому, чтобы такого не слушать, не приходят. Можно говорить об общей работе класса, об общих проблемах, об успехах и достижениях всего класса, отдельных учащихся, не забыть благодарить родителей. Еще один нюанс. Если вы похвалили почти всех учащихся поименно, а не назвали имена всего 3-4 учащихся, постарайтесь найти и для них добрые слова. Если хвалят в классе всего 3-4 учеников, а об остальных молчат, то это ничего. Но если остались не названными всего 3-4 ученика, то это их родителями воспринимается больно Ведь ребенка можно похвалить не только за учебу, можно похвалить за успехи в спорте, к какой-то деятельности, просто за участие в каком-либо мероприятии, за старание, за добровольную помощь, за желание что-то сделать. Народная мудрость гласит: «Одно хорошее слово и в жестокий мороз согреет, худая же речь и из жары в озноб бросит.»

    Еще один момент. Если родитель в чем-то не согласен с точкой зрения классного руководителя, то не надо прямо говорить родителю в лицо, что он ошибается, не прав. В ходе беседы сам родитель должен прийти к мысли, что это он допустил ошибку.

    Ни в коем случае нельзя начать беседу, разговор в плохом настроении. Никакого общения, никакого контакта не получится. Если вдруг во время родительского собрания возник конфликт между родителем и учителем, то не надо решать эту проблему на повышенных тонах, в расстроенных чувствах. Надо обоим успокоиться, подумать и решить проблему вдвоем в другое время.

    И последний момент. Во время беседы не надо отвлекаться на другие темы, говорить о чем-то другом. В руках должен быть план беседы и по этому плану надо четко, конкретно, ясно излагать. Вспомнить слова Шопенгауэра: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».

    И последний штрих к самой личности классного руководителя словами известного педагога А.С.Макаренко: «Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Ваше собственное поведение — самая решающая вещь».

    Иванова Любовь Евсеевна , учитель русского языка и литературы

    Анна УМНОВА,
    педагог-психолог

    Как провести родительское собрание: советы психолога

    По статистике, средний родитель за время обучения своего ребенка в школе посещает примерно 40 родительских собраний и проводит на них около 80 часов своей жизни. Для того чтобы родительское собрание прошло интересно и эффективно как для родителей, так и для классного руководителя, необходимо учитывать ряд психологических аспектов его подготовки, организации и проведения.
    Родительское собрание является необходимым элементом школьной жизни и важным инструментом в работе школьного учителя. Учителя и родители оказывают влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие, формой которого является родительское собрание.

    Главная задача родительских собраний - совместно с родителями найти решения возникающих проблем в воспитании и обучении детей. Помимо этого, родительские собрания могут использоваться для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, стимулировать их участие в жизни класса, ответственность за воспитание своих детей.

    Прежде чем начать подготовку к родительскому собранию педагогу полезно вспомнить о том, зачем родители посещают родительские собрания. Как правило, они делают это по следующим причинам.

    Во-первых, родители желают получить от педагогов и администрации информацию о своем ребенке, его учебных успехах и поведении. Психологически за этим часто кроется неосознанное желание родителей убедиться, что их ребенок не хуже других детей.
    Во-вторых, на родительских собраниях родители могут получить конкретные рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать в учебной и внеучебной деятельности ребенка.

    В-третьих, родителям важно узнать и сформировать свое собственное впечатление о тех людях, с которыми ребенок взаимодействует в учреждении.

    В-четвертых, в ходе собраний проходит обсуждение с педагогами и администрацией различных конфликтных ситуаций.
    Безусловно, родительское собрание является также формой продуктивного общения родителей между собой для знакомства, обмена информацией, решения общих проблем учащихся и т.д.

    Понимание и учет этих факторов позволит педагогу успешно подготовиться и грамотно выстроить структуру родительского собрания.
    Подготовка родительского собрания предполагает определение его темы и принятие решения о том, кого следует пригласить на собрание (представителей администрации, учителей, школьного психолога, гостей).

    Выбор темы родительского собрания следует увязать с целями текущей деятельности класса, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, направлениями построения взаимоотношений школы и семьи.

    Темы родительских собраний можно определить заранее на более длительный период (год и более), однако в этом случае учителю целесообразно согласовать их с родителями учащихся.

    Следует помнить о том, что разговор на родительском собрании не может быть ограничен рассмотрением лишь учебных дел школьников, поэтому педагогу нужно учесть более широкий спектр вопросов, затрагивающих различные аспекты интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития детей.

    Повестка очередного собрания в большинстве случаев определяется учителем совместно с родителями либо с учетом их мнений, иначе откровенного заинтересованного разговора со стороны родителей на самом собрании может не получиться.

    Выбор темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании очень важен. С точки зрения психологии учителю лучше определить одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников класса, и на ее обсуждении построить разговор с родителями.

    В качестве основных направлений, по которым можно определить конкретную тему, учителем могут быть избраны следующие:

    Подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие или учебный год;

    Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по определенным вопросам воспитания ребенка в семье и школе;

    Демонстрация и анализ учебных достижений учащихся класса, определение их потенциальных возможностей;

    Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей.

    Накануне собрания классному руководителю целесообразно провести собеседование с другими учителями класса. Целью такой встречи может стать обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию в дальнейшем можно использовать для анализа и обобщения практики участия школьников в образовательном процессе.

    Следует также определить организационную форму родительского собрания: традиционное собрание, круглый стол, конференция, активная дискуссия и др. Применение практических форм родительского собрания позволит педагогу разнообразить способы организации мыслительной и практической деятельности родителей, активнее вовлечь их в обсуждение поставленных вопросов.

    Несмотря на то что повестка родительского собрания разрабатывается самостоятельно педагогом и носит творческий характер, необходимо, чтобы она включала в себя следующие составные части.

    1. Вступительное слово классного руководителя

    На данном этапе классный руководитель должен озвучить повестку собрания, определить его цели и задачи, познакомить с порядком совместной работы его участников, представить приглашенных на собрание, подчеркнуть актуальность обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть непродолжительным, но одновременно содержать достаточную информацию для формирования у родителей представления о целях, задачах и организационных моментах проводимого собрания. Важно с первых минут собрания мобилизовать, заинтересовать и подготовить родителей к активному участию в нем.

    2. Анализ учебных достижений учащихся

    В этой части родительского собрания классный руководитель должен рассказать родителям об общих результатах учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на конкретные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат отдельно, в рамках персональной встречи. В ходе знакомства участников родительского собрания с мнением учителей следует помнить о повышенной тревожности родителей, поэтому, передавая те или иные суждения, нужно отказаться от субъективных оценок. Разговор нужно вести не столько об отметках, сколько о качестве знаний учащихся.

    3. Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе

    Классный руководитель на этом этапе анализирует поведение ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать значение школы как института общения, в котором ребенок получает ценный опыт взаимодействия с другими людьми. Эта цель не менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Учителю следует быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.
    4. Психолого-педагогическое просвещение

    Этот компонент родительского собрания не нужно выделять в отдельный пункт повестки дня собрания, он должен быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Классному руководителю целесообразно предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов. В этом плане родительские собрания - прекрасная возможность рассказать о содержании работы этих специалистов и наладить их контакт с родителями.

    5. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, и т.д.)

    Обсуждение состоит из отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

    6. Личные беседы с родителями.

    На этом этапе особым объектом внимания учителя должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их не осуждают, а стремятся помочь. Собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи их детей в учебе. С точки зрения психолога, очень эффективна тактика присоединения, которая начинается словами: «Я вас понимаю!». Однако это не значит, что родители других детей должны быть обделены вниманием. Желательно, чтобы классный руководитель знал, что сказать каждому из них.

    Для организации общения с родителями важно найти оптимальный вариант поведения, который создаст атмосферу взаимопонимания и уважения. В этом случае родительское собрание будет наиболее эффективным способом взаимодействия педагогов и родителей.

    В ходе проведения родительского собрания педагог должен учитывать психологические особенности и стереотипы отдельных родителей, в силу которых они могут проявлять недоверие, напряженность и даже агрессию.

    Так, например, некоторые родители придерживаются мнения, что школа должна компенсировать недостаток внимания, воспитания и времени, которое им не удается уделять своим детям. А это, в свою очередь, может привести к неоправданно завышенным требованиям со стороны родителей по отношению к классному руководителю. Задача учителя в такой ситуации - преодолеть внутреннее сопротивление родителей и сформировать мотивацию к совместной деятельности.

    При взаимодействии необходимо учитывать насущные задачи, которые имеют место в семье и проявляются в школе. Важно помнить, что участников собрания не нужно подвергать оценке, их нужно направлять, а не давить на них или, что еще хуже, осуждать.
    Учитывая, что родительское собрание - одна из форм социально-психологического взаимодействия школы и родителей, можно дать несколько действенных советов классному руководителю по повышению его эффективности.

    Перед встречей с родителями педагогу необходимо снять собственное напряжение, быть спокойным и собранным. Это поможет создать в ходе собрания добрые, доверительные отношения с родителями.

    На проведение родительского собрания следует отвести не более полутора часов. Во-первых, это тот период, в течение которого родители способны адекватно воспринимать информацию, активно участвовать в обсуждении тех или иных вопросов. Во-вторых, следует беречь личное время людей, приглашенных на собрание. Поэтому для педагога уместным будет установить регламент и строго следить за его соблюдением. Перед началом родительского собрания педагогу следует объявить те вопросы, которые он планирует обсудить с родителями.

    С точки зрения психологии начинать разговор следует с позитивного, затем говорить о негативном, а завершать разговор целесообразно предложениями на будущее. О плохом нужно говорить в общем, не называя фамилий. В плохих учениках учителю нужно найти хорошее и похвалить их за что-то при всех. О хорошем можно говорить при всех, о недостатках - индивидуально с каждым из родителей.

    Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка. При обсуждении проблемных вопросов учитель может опираться на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей.

    Общаться нужно на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии. С помощью речи, интонаций, жестов и других средств необходимо дать родителям почувствовать уважение и внимание педагога к ним.

    Педагогу следует отказаться от поучений, нотаций, высокомерия. Беседу следует строить исходя из сотрудничества обеих сторон: попытаться понять родителей, правильно определить волнующие их вопросы. Нужно стремиться убедить родителей в том, что у школы и семьи одни и те же общие задачи.

    Необходимо также соблюдать конфиденциальность информации (всё, что происходит на собрании, не должно выноситься за его пределы).

    Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку классного руководителя и помощь других учителей школы.

    Классному руководителю, организующему родительское собрание, не следует осуждать за неявку отсутствующих родителей, сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов, давать негативную оценку всему классу.

    Педагог не должен забывать, что главными показателями эффективности родительского собрания являются активное участие родителей, обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

    Подведение итогов собрания проходит на самом собрании. Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию - для этого можно подготовить опросные листы для записи их оценок и пожеланий, которые впоследствии станут предметом размышлений для классного руководителя. Действительно, для учителя важно не только собрание, но и его результаты, поскольку их анализ позволит скорректировать педагогическую работу с учащимися, выстроить дальнейшие отношения с родителями, улучшит понимание проблем обеих сторон.

    С точки зрения психолога, формирование у родителей установки на дальнейшее тесное сотрудничество со школой происходит более успешно, если в конце собрания классный руководитель поблагодарит родителей за успехи в воспитании детей, отметит тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.

    Очень важно, чтобы заключительная часть собрания стала прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению задач, выявленных в ходе обсуждения.

    Родительские собрания являются весьма эффективной формой обратной связи с родителями, основанной на общности их интересов и переживаний, касающихся их детей. Поэтому грамотно организованное и проведенное родительское собрание дает возможность не только решить определенные вопросы, связанные с обучением детей, но и помогает учителю строить долгосрочное взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные задачи станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно решены.