Определение пестушки. Что такое пестушка? Пестушки для купания

Традиционно на Руси большую роль в воспитании детей играл фольклор - пестушки, прибаутки, потешки. Каждая мама знает стишки и сможет спеть детские песенки, но немногие слышали о пестушках.

Это короткий стишок, который произносится нараспев и сопровождает действия малыша - пробуждение, потягивание, улыбку, гуление, кормление, умывание, купание. В эти моменты мама нежно поглаживает пальчики и ладошки ручек, ножки, животик, щечки ребенка.

Когда малыш только проснулся, прочтите ему с выражением:

"Потягууушечки, потягууушечкиии!

Где игрууушечки, погремуууушечки?"

Не все дети спокойно относятся к процедуре умывания. Потешка "Водичка" поднимет настроение:

"Водичка, водичка,

Умой Маше личико!

Чтоб глазки блестели,

И щечки алели,

Улыбался роток,

И кусался зубок!"

Всем известная в "Сороку-Ворону" очень нравится малышам и развивает воображение. Игра в "Козу рогатую" отлично тренирует внимание и реакцию крохи, а массаж ладошки лучше проводить под стишок "Пальчик-мальчик":

"Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С первым братом

В лес ходил!

С вторым братцем

Борщ варил,

С третьим братом

Кашку ел,

С младшим братцем (мизинчик)

Песни пел!"

Какое воздействие пестушки оказывают на ребенка?

1. Пестушка - это средство для эмоционального и малыша с мамой. Общение с самым близким человеком, голос которого знаком ребенку еще с развивает кроху лучше, чем любая интерактивная игрушка. Именно голос мамы активизирует максимальную поэтому песенки и стихи в мамином исполнении необходимы малышу для развития.

2. Произнесение мамой пестушек дает пример речевого общения и закладывает предпосылки для своевременного произношения первых слов. Именно на кончиках пальцев крохи расположены нервные окончания, отвечающие за речевые центры головного мозга. Текст пестушки построен таким образом, что каждые 2 строки рифмуются между собой, облегчая запоминание стишка.

3. Пестушка - это не только озвученное стихотворение, но и поглаживания, похлопывания и другие движения, выступающие в роли общеукрепляющего массажа. Благодаря стимуляции множественных рецепторов и нервных окончаний, повышается тонус нервной системы, улучшается кровообращение тканей и органов, насыщение их кислородом. Детки, получающие массаж, быстрее развиваются и набирают вес.

4. Народные пестушки носят характер заклинания и направлены на благополучное взросление ребенка. Тем самым мама создает определенный психологический климат, настраивая малыша на гармоничное и безопасное развитие.

Как правильно исполнять пестушки?

Чтобы достичь максимального эффекта для развития малыша, пестушки нужно исполнять правильно, придерживаясь сложившихся традиций.

1. Наилучшее время для пестования ребенка - доречевой период, который длится до 1 года, поскольку исполненные мамой в этот момент песенки стимулируют ускоренное развитие речи. Повторяющиеся слоги, простые и звучные рифмы облегчают запоминание звуков и слов.

2. Пестушка - это своеобразное песенное сопровождение игры, в которой текст произведения носит ситуативный характер, применяемый к младенцу. Многие стишки содержат имя малыша как главного действующего лица, поэтому определенные строфы должны сопровождаться действиями мамы и ребенка.

3. Исполняя песенку, мама придерживается особых интонаций, растягивая и тем самым подражая гулению младенца. Помните, ваша речь должна быть эмоционально разнообразно окрашена, это облегчит процесс выделения ребенком отдельных слогов и звуков, их запоминание и воспроизведение в дальнейшем.

Благодаря своим свойствам, пестушка выступает универсальным инструментом физического и психологического воспитания ребенка.

Слово «пестушки» произошло от слова « пестовать», то есть нянчить, растить. Русские традиции и обычаи воспитания детей включают богатый и уникальный опыт пестования младенцев. Но в современных семьях редко можно встретить пестушки, их заменили современные развивающие игрушки, аудиодиски, детские обучающие видеофильмы и карточки для запоминания слов, букв и цифр с пеленок. А зря. Ведь пестушки – это отточенный веками и проверенный многими поколениями метод развития младенца.

Можно встретить такое мнение, что пестушки устарели, и нужны только «для сдачи экзамена в педагогическом колледже или вузе» или для того, чтобы просто занять младенца, поставив ему аудиодиск с народным детским фольклором. Какое ошибочное мнение!!! Потеря культуры пестования младенца привела и приводит к росту количества детишек с проблемами в развитии, к увеличению числа детей с отставанием в развитии речи (в том числе и с нарушениями звукопроизношения), к росту количества малышей, не говорящих и в год, и в два года.

Что же дают пестушки маме и малышу? От чего мы отказываемся, не используя пестушки в уходе за младенцем? И почему же мы не ценим накопленный веками опыт наших предков? Потому что, наверное, уже забыли, зачем нужны пестушки — нужны в первую очередь младенцу, но нужны и маме малыша? Об этом я и хочу рассказать в этой статье.

Пестушки – это маленькие фольклорные произведения (стишки, песенки), в которых выделяют две главные особенности:

  1. Ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов и с утрированным протягиванием гласных звуков речь мамы или бабушки.
  2. Действия мамы – поглаживание ручек и ножек малыша, массаж, покачивание ребенка – которые дают новые тактильные ощущения младенцу.

В пестушках в отличие от потешек нет активных действий самого ребенка. В них ребенок только «принимает» то, что «дает» ему мама.

Что же дают пестушки малышу?

1.Эмоциональный диалог с мамой.

Мамин голос знаком ребенку с периода внутриутробного развития. Современные исследования свидетельствуют, что совсем крохотные малыши отличают голос мамы от голосов других людей и разнообразных звуков. При этом именно голос мамы вызывает у них максимальную активность – зрительную, слуховую, двигательную. Поэтому очень важно, чтобы пестушки произносил не голос диктора с аудиодиска, а голос мамы. И маму для ребенка не заменит никто!

Ведя в пестушках диалог с малышом с первых дней его жизни, мама закладывает предпосылки для полноценного развития речи и речевого общения. Кроме того, она налаживает эмоциональный контакт с ребенком, от которого будет зависеть, насколько быстро и успешно будет развиваться малыш.

2.Развитие движений у ребенка, обогащение двигательного опыта малыша и его тактильного опыта.

Пестушки сопровождаются движениями тела младенца, массажем. Эти тактильные ощущения очень важны для развития младенца! Чем более они разнообразны, тем лучше развивается ребенок!

3.В пестушках мама говорит с малышом именно таким языком, который им наиболее хорошо воспринимается ребенком и который стимулирует развитие речи малыша:

  • Мама тянет гласные звуки, и ребенок начинает выделять их из речевого потока: «Потягуууууууууунюшки, порастууууууууунюшки», «Ай – да – дааааааа! Ай – да – даааааааа!» Фактически этот способ говорения с ребенком говорит малыша к его собственным первым попыткам речевой активности – гулению, гуканью, лепету, стимулирует его вслушивать в речь взрослых, а затем и повторять за мамой звуки и слоги. Следующим этапом таких диалогов будет уже перекличка, когда мама тянет звук или слог, а малыш его будет повторять. А потом мама прислушается к звукам, которые говорит малыш и тоже станет их повторять за ним.

Вот как это было раньше – вспоминает Карпова Нина Леонтьевна (Лешуконский район Архангельской области):

«Маленький ребенок не говорит, а все понимает. Он глазками показывает, смотрит внимательно и слушает, и все-все понимает. И с ним разговариваешь: «дай-дай-дай! Ба-ба, ба-ба, ба-ба, ба-ба! Ма-ма, мА-ма, мА-ма! Па-па-па-па-па-па!» — чтоб он эти слова уже мог выговариать. Он уже умишком смекает, он уж начинает: «Ба, ба, ба,ба…». А разговаривать с ребенком не будешь, так он, конечно, долго не будет говорить».

  • Речь мамы в пестушках ритмична. А ведь как легко дети запоминают ритмичные стихи и песенки! (и не только на родном, но и на других языках)
  • Слоги и звуки в пестушках часто повторяются, что опять же помогает малышу вслушиваться в них и быстро запоминать.
  • В пестушках можно менять интонацию речи: то вопрос, то ответ, то сердито, то ласково, то весело, то низким голосом, то высоким. Именно тон, тембр, интонацию ребенок в первую очередь выделяет из речевого потока.

4.В пестушках мама «программирует» счастливое будущее малыша, проговаривая это вслух, настраивает себя на то, что жизнь ребенка сложится удачно и желает этого своему сыну или дочке. Это тоже очень важный психологический момент.

Как же наши бабушки и прабабушки, наши предки использовали пестушки? Как они пестовали малышей?

Пестушка для умывания.

Умывая младенца, приговаривали:

«Свята-Божья водичка,

Умой Боре личико:

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Чтобы у Бори головка была кругленькая-кругленькая!

Как с гуся вода, так и с Бори вся худоба!

Чтоб ты жил и никогда не хворал!

Расти большой и будь умнОй!»

Пестушки для купания.

Произнося слова пестушек, малыша гладили по спинке, по животику, вдоль ручек и ножек, по головке, лили на него водичку.

1.Вспоминает Болдина Татьяна Иосифовна (р. 1926 г.), Белгородская область:

«Ну вот, давай купаться, детка. Сейчас я тебя буду купать. Ну-ка давай ручки растянем, ножки вот так выпрямим. Давай водичкой тебя польем, будет тебе тепло, хорошо. Вот такая у нас будешь большая, красивая, такая румяная, щёчки как булочки – вот такая пригожая. Ну, давай, внученька, давай, Танечка. Вот умница какая. Лежит послушно… Какая разумница у меня, глядит глазками весело. Посидела в лоточке, а теперь мы тебя чистой водой обмоем. Вот так:

С гоголя вода,

с гоголихи – вода,

А с рабы Божьей Танечки –

вся тягота!

Водичка – под полОк,

А Танечка – на полОк.

Водичка – ниже.

А Танечка – выше!

Вот послушница! Помылась, давай убираться».

2.Когда младенца мыли в бане (Архангельская область), то всегда приговаривали. Сначала положат малыша на колени и начинают ручку с ножкой сводить и так разминают: «Ручки-грабУльки! Ножки – ходУльки!». Потом малыша растирали, говоря: «Моется, парится, спать собирается – на сон, на покой, на счастье, на здравие, ему спать по ночам, расти по часам». А когда обливали из ковшика, то говорили: « С гоголя вода, с лебедя вода, а с тебя вся худоба! На сон, на здоровье, на велику Божью милость, на родительскую радость! Отойди, вся боль и скорбь, в темную ночь!»

Пестушки для гимнастики и массажа младенца.

1.Когда малыш лежит на спине, его надо взять за ножки (за щиколотки) и в ритм пестушки стучать ножку об ножку:

Скок, скок, скок.

Побежали на мосток.

Побежали на мосток.

Потеряли сапожок.

2.Делаем ручками ребенка движения «как машут крыльями уточки». После этого кладем ручки на головку малышу.

Кши, кши, сороки!

Кши, кши, белобоки-

Полетели, полетели,

Ване на головку сели!

Сели, посидели,

Гуси прилетели,

На головку сели.

Сели,посидели.

Песенки запели.

И опять полетели!

3.Сажаем ребенка на колени и качаем, словно он едет по кочкам. Затем колени раздвигаем и ребенок «падает в ямку» (придерживая за ручки, сбрасываем вниз малыша)

По коч-кам, по коч-кам,

По маленьким вершоч-кам.

В ямку – бууууууух!

А там петух!

Мы ехали, мы ехали

За грецкими орехами

По кочкам, по кочкам,

По маленьким пенечкам.

В ямку – бууууууух!

4.Постукиваем своими пальцами по пяточками младенца в ритм словам пестушки:

Кую-кую-ножку!

Поеду в дорожку!

Куй, куй, чеботок!

Подай, Ваня, молоток!

5.Легонько крутим голову ребенка то направо, то налево и приговариваем слова пестушки:

Кудели, кудели.

Кудели, кудели.

На печи сидели.

Куда Таню (имя ребенка) дели?

Кудели, кудели,

Головушкой вертели!

Кудели, кудели

Пряли две недели!

6. Разводим медленно ручки малыша в стороны, потом перекрещиваем на груди:

«Тяяяяниииии хоооолстыыыы! Тяяяяниииии хоооолстыыыыыы! Тяяниии, потяяяягивай! Поперек поклаааадывай!»

7.Двигаем ножки ребенка к себе и от себя, когда он лежит на спинке (можно делать движение «велосипед»)

Дери-дери-дёрка!

Едет Егорка!

На серенькой лошадке,

В новой шапке.

С бородой. С усами!

Дери-дери-ногами!

8.Когда малыш учится переворачиваться со спины на бок и на живот, то делают упражнение «Каты-покаты». Малыш лежит на спинке. Его легко покатывают-поворачивают с боку на бок то в одну, то в другую сторону.

«Каааааты-покааааты. Женихи богаааты! Каааты-катышооок! Андрей – женишооооок!»

9. Постукиваем по спинке ребенка и говорим:

Что в горбу?

— Денежки.

— Кто наклал?

— Дедушка.

— Чем черпал?

— Ковшичком.

— Дай-ка мне! Дай-ка мне!

10. Упражнение с первых дней малыша. Мама гладит ребенка по бокам от подмышек до пяточек, затем гладит ножки, ручки и поглаживает головку. В ответ на это младенец рефлекторно потягивается, распрямляет ножки и ручки. Говорим пестушку, гладя малыша и протягивая гласные звуки.

Потягууууууунюшки. Порастууууууунюшки!

А в ножки – ходууууунюшки. А в ручки – хватуууууууунюшки!

А в роток – говороооооооок! А в головку – разумоооооооок!»

Тяги-тяги-потягууууушеньки!

На Катюшу порастуууууушеньки!

Расти, доченька,здороооооовая!

Как яблонька садооооовая!

11. В пестушке «Мешу тесто» очень ласково и осторожно «переваливаем» голову малыша с ладони на ладонь.

Мешу, мешу тесто!

Есть в печи место!

Пеку, пеку, каравай!

Головоньку валяй, валяй!

12.В следующей пестушке ручки ребенка двигают к себе и от себя.

Трататаааа! Трататааааа!

Пожалуйте решетаааа!

Мучки посейте, пирожки затейте!

Ай-тпруки-тпруки-тпруки!

Я насеяла муки!

Замесила пироги!

На пшеничных дрожжах!

Не удержишь на вожжах!

Тпрушечки-потрушечки.

Испекли ватрушечки!

Ватрушечки-колобушечки!

Нашему Андрюшечке!

13. В такт пестушке легонько стучат то ладошкой, то локотком малыша по столу:

Ай-тукиии-тукиии-тукиии.

Застучали молоткиииии!

Застучали молоткиииии!

Заиграли в локотки!

Тук-тук-ло-ко-ток!

Скоро Машеньке годок!

14. Когда малыш лежит на спинке и гулит, то наклоняются над ним так, чтобы он сосредоточил взгляд на мамином лице и говорят четко, протягивая гласные (приговаривая, гладят малыша):

Гули-гули-гулёёёёёночек!

Гули-гули-голубёёёёночек!

Пой, пой, хорооооошенький!

Хорошенький. Пригоооооженький!

Чтоб был здоровёёёшенький!

15. Когда малыш лежит на спинке, гладят его животик по часовой стрелке и приговаривают:

Хорошеньким хорошок!

Пригоженьким пригожок!

Стройненьким стройняшок!

Родненьким родняшок!

Ой ты мой, сыночек – пшеничный колосочек!

Лазоревый цветочек, сиреневый цветочек!

16. Когда младенец лежит на спине, «переступают» его ногами по кроватке:

Эх, топни, нога!

Топни, правенькая!

Как Катюша хороша-

Наша маленькая!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Всем мамам, бабушкам, педагогам очень советую познакомиться с книгами Ботяковой О.Ю. «Мамин массаж с потешками» и Науменко Г.М. «Народная мудрость и знания о ребенке». В них Вы найдете много пестушек для детей раннего возраста.

Приговорки, пестушки, потешки были тесно связаны с традициями и обычаями русского народа. На первом году жизни ребенка такими знаменательными событиями были первый зуб и первый шаг.

Когда взрослые видели у малыша первый зуб, то они говорили:

Расти-расти, зубок.

Твердый как дубок!

И обязательно покупали подарок, чтобы зубки росли крепкими. Во Владимирской области кто первый увидел зубок, тот покупал любой беленький материал на рубашечку для младенца. В Архангельской области тот, кто первый ощупал первый зубок, дарил поясок для рубахи. Пекли пирог под названием «зубок», а гости приносили пряники, калачи, пироги. В Вологодской области на первый зубок покупали серебряную ложечку.

А вот как стимулировали малыша к первому шагу. Вспоминает Справцева Харитина Ивановна (р. 1912 г) Брянская область:

«Когда ребенок впервые встает на ножки, говоришь:

Ай, дыбочки-дыбОк,

Скоро мальчику годок!

Вставай-ка дыбок,

Достанешь потолок.

Вставай и повыше,

Достанешь до крыши!

И зовешь его к себе, чтобы он пошел: «Ну-ка дыбоньки, ходи, дыбоньки! Ну-ка ножками дыбоньки! Ну давай, миленький, хорошенький, пригоженький!» И целуешь его тогда, и милуешь, и ласкаешь, и вкусненькое ему даешь. Это как он тольлко чуть ступнёт. И обязательно купляешь обновку ему, обновку-обувку какую-то на ножки там, чтобы становился на ножки и бегал по дорожке».

А девочке говорили по-другому. Вспоминает Болдина Татьяна Иосифовна, Белгородская область (р.1926):

«Ну-ка, Танечка. Встала. Давай постоим на ножках. Ну-ка дыбкИ-дыбкИ-дыбкИ! Можешь стоять дыбки. Потом ножкой переступать. Как будем ходить? Давай пробуй, пробуй. Раз, два…ой-ой-ой, упала! Ну ничего. Ну-ка вставай! Обратно дыбочки. Ой. Умница. Ну, какая умница! Скоро будешь бегать у нас:

«Ай. дыбОк, дыбОк, дыбОк.

Завтра Танечке годок!

Купим Танечке платок!

Во всю голову цветок!»

Когда малыш начинал ходить, то его первые шаги сопровождали действием «снятия пут», чтобы дать малышу возможность «ходить шибко и скоро». Для этого взрослые делали между детскими ножками движение, имитирующее разрезание, отчего действие и называлось «путы резать». Также делали и в тех случаях, когда младенец долго не начинал ходить.

Вспоминает Васькина Клавдия Петровна (р.1927), Волгоградская область: «Глядь! Наш Ваня ходит! Ну-ка давай первый шажок делай! – Только он шагнул, а ему между ног ножом по земле раз-крест. – Ну. Всё, перерезали Ване путы. Теперь он пойдет, будет бегать, будет крепко на ножках стоять. Ходи, Ваня!»

Завершалось младенчество пострижИнами. Так назывался обряд первого подстригания ребенка, который происходил, когда малышу исполнялся год. Это время неслучайно, т. к. именно в год у ребенка появляются очень важные человеческие качества – речь и ходьба. А вот нестриженость – признак природы – животные, домовые, лешие. До года малыша не стригли, а снятие волос рассматривали как признак принадлежности к миру людей. Во время пострижин малыша сажали на овчину, которую выворачивали мехом вверх. Стригли малыша или крестные родители, или повивальная бабка, или отец, но не мать. Сначала выстригали крест, а потом стригли оставшиеся волосы. Затем на ребенка надевали новую рубаху, крестик и подпоясывали. Если до обряда малыш был предметом забот взрослых, то после него он был уже активным существом. После пострижин малыш считался человеком, который мог самостоятельно перемещаться, есть, понимал речь и говорил. Младенчество закончилось.

Нужны ли нам знания этого опыта предков? Будут ли наши дети, внуки и правнуки пестовать своих малышей? Чем интересны для Вас пестушки? Приглашаю обсудить это в комментариях.

Коллекцию пестушек Вы можете найти в видеоролике «Пестование младенцев» в моей статье

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Современные методы заботы о детях и весь процесс их воспитания включают в себя самые разнообразные элементы. Детям покупают множество развивающих игрушек, одежду, которая будет способствовать правильному формированию и положению костей.

Обычно, если кто и вспоминает об этом слове, то быстро путает его с прибаутками и потешками. Хотя всё это и является малыми фольклорными жанрами, созданными для детей, они имеют свои тонкости. Например, суть потешки именно в развлечении, хотя оно и призвано способствовать воспитанию. Иногда она помогала матерям превратить обыденные процессы, вроде купания и приготовления еды, в игру для ребенка. Прибаутки уже читались несколько более взрослым детям, потому что с их помощью происходило обучение различным вещам.

Понять смысл этого слова можно, если обратить внимание на глагол пестовать. В своём устаревшем значении это значит нянчить ребенка. Вот и пестушки были созданы именно для этого – с их помощью матери и няни заботились о своих малышах. Они читали им небольшие стишки, которые сопровождали пробуждение ребенка или какие-то другие процессы.

  • Пестушки читают маленьким детям, не старше года, для которых на данном этапе самым важным является правильное физическое развитие. Добрый материнский голос, её нежные прикосновения создают отличную основу для этого.
  • Очень часто пестушками сопровождают разнообразные детские массажи. Обычно они состоят из очень простых элементов, вроде сгибания-разгибания ног или поворачивания головы, но в сочетании с легкими стихами это получается отличным элементом развития грудничка.

Чем полезны пестушки?

  1. С помощью несложных строк ребенок с детства начинает усваивать некоторую информацию о мире вокруг него. Пестушками сопровождают и обучение ходьбе, а также практически любые контакты дитя с матерью. Она может читать соответствующие стихи, пока купает или одевает малыша, а также они могут стать элементом убаюкивания.
  2. Простые слова понемногу начинают усваиваться ребенком. С помощью пестушек начинается его формирование речи. Ребенку гораздо лучше слушать пусть и простые, но понятные и добре слова, нежели неясные разговоры или ругань родителей где-то рядом.
  3. Пестушки позволяют морально поддержать процесс обучения ребенка чему-то новому. Они подсказывают ему, что он поступает правильно, и может в дальнейшем продолжать повторять подобное.

С рождения детей знакомят с пестушками, песенками, прибаутками. Что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша?

Эмоциональное общение — одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом — все это называется емким словом — фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки, составлявшие основу материнской педагогики, испытанной веками. Можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.

Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры.

Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.

Пестушки — от слова «пестовать» — в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле — заботливо, любовно выращивать, воспитывать.

Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения за него, играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придет к нему в течение первого года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:

Потягунюшки,

Порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки — ходунюшки,

А в ручки — хватунюшки,

А в роток — говорок,

А в головку — разумок.

Потягушечки!

Порастушечки!

Поперек толстушечки,

Руки — хватушечки.

Ноги — бегушечки.

Все слова сочетаются с действиями, что доставляет ребенку массу удовольствия. Если при этом мама еще эмоционально пропевает с малышом слова потешек, песенок, то всплеску эмоций нет конца.

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

Головоньку — валяй, валяй!

У ребенка устанавливается тесный контакт со взрослым, а главное — желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно.

Последующие повторы помогут малышу запомнить движения и выполнить самостоятельно, так при помощи народного фольклора обучали малышей.

Ребенок никогда не забудет, как папа качал его на ноге и напевал:

Поехали, поехали

С орехами, с орехами!

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, вприскок,

По кочкам, по кочкам.

В ямку — бух!

Одни игры готовили ребенка к ходьбе. Дедушка брал табуретку, водил малыша и приговаривал:

Токи-токи-тошки,

Кую, кую ножки.

Ножки у Антошки

Едут по дорожке,

Дорожка кривая,

Ни конца, ни края.

Та-та-та, та-та-та,

Вышла кошка за кота.

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки.

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Другие игры развивали речь малыша:

— Ладушки-ладушки,

Где были?

— У Аннушки.

— Что ели?

— Оладушки.

— Где оладушки?

— Съели...

Нет оладушек!

Потешки учили действиям:

— Ладушки, ладушки!

Где были?

— У бабушки.

— Что вы ели?

— Что пили?

— Простоквашку.

— Простоквашка вкусненька,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Попили, поели, шу-у-у:

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша куколка пойдет,

Через киску упадет!

Уходи с дороги, кот!

Кукла Танечка идет,

Кукла Танечка идет,

Ни за что не упадет!

Для детей начала второго года жизни подбираются потешки, которые помогают при кормлении, подготовке ко сну, умывании. Очень важно, если взрослые владеют фольклорным словом и могут эмоционально передать слова потешек.

Водичка-водичка,

Умой наше личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С дитя худоба!

Вода книзу,

А дитя кверху!

Одевая ребенка на прогулку, можно отвлечь его словами:

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая.

Наша Маша черноброва.

Причесывая девочку, приговаривали:

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету.

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса!

Потешки можно использовать, делая растирание или массаж.

Трушечки-потрушечки,

Пекла бабка ватрушечки,

Ватрушечки, колобушечки.

Поглаживая ручки, можно приговаривать:

Ладошка-локоток,

Ладошка-локоток,

Локоток-ладошка,

Будь здорова, крошка! (Приговаривают девочке.)

Расти крепеньким, сынок! (Приговаривают мальчику.)

Есть такая бесконечная сказочка про сову, перед которой деткам говорят: «Слушай и не перебивай!»:

Летела сова —

Веселая голова.

Вот она летела, летела,

На березку села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела,

Песенку спела

И опять полетела.

Вот она летела, летела,

На березку села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела,

Песенку спела

Кушать из ложечки веселее, если во время еды взрослый припевает или приговаривает:

Ай, люленьки, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Стали гули говорить:

«Чем же (имя) накормить?»

Один сказал: «Кашкою!»

Другой: «Простоквашкою!»

Ну а третий: «Молочком

И румяным пирожком!»

От икоты рассказывают прибаутку:

Икота, икота,

Поди на Федота,

С Федота — на Якова,

С Якова — на всякого.

(Иногда добавляют: «А со всякого уходи ты, икота, на зеленое болото».)

Если малыш плачет, можно рассказать:

Ты не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач.

Если будешь плакать —

Куплю худой лапоть!

Прошло не одно столетие, как появились эти потешки, но они до сих пор не утратили своей актуальности. И сегодня дети ожидают от близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове.

Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство, и в этом нам помогает народное слово — непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело включать их в повседневную речь.

Педагоги детских садов используют в практике этот богатейший материал «народной азбуки», составляют памятки для родителей, например, такие как «Вместе с малышом пропой, проговори и выполни».

Посмотрело: 68 235, фото: 1

Лучшие образцы фольклора помогают родителям сделать свое общение с ребенком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане. Однако сегодня они почти не используются в общении с малышом. Что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша? И нужно ли это современным мамам?

Эмоциональное общение - одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это называлось и называется емким словом – фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки * , потешки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.

_________
* Пестушка - это от слова «пестовать» - в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле - заботливо, любовно выращивать, воспитывать.


Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры для самых маленьких. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые эстетические и дидактические (от греч. didaktikуs - поучающий) достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.

Следует отметить, что все жанры соответствуют психофизическим возможностям маленького ребенка, поэтому их можно использовать и сейчас, ориентируясь на микропериоды раннего детства - от рождения до 3 мес.; от 3 до 6 мес.; 6-9 мес.; 9-12 мес. Новорожденный ребенок растет «не по дням, а по часам». Малыш интенсивно меняется каждые три месяца, поэтому ставятся новые, более сложные задачи в овладении движениями тела и руки, речевыми навыками, эмоциональными проявлениями, познавательными реакциями на окружающий мир и, конечно, коммуникативными возможностями в общений со взрослыми. Интересно, что для каждого названного микропериода можно подобрать народные произведения, соответствующие именно его генетически обусловленным задачам. Это касается также 2-го и 3-го годов жизни.

Пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши, отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, привносятся в жизнь ребенка по-разному, в зависимости от возраста.


Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры - все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:

«Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки
А в ручки - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок».

«Потягушечки!
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки - хватушечки.
Ноги - бегушечки».

Массаж, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью и др. – все это не только физически оздоровляет малютку, но и доставляет ему массу удовольствия. Если при этом мама весело произносит:

«Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!
Головоньку - валяй, валяй!»
-

происходящее вызывает у ребенка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой повторной игрой мама чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны малыша. Прислушиваясь к ласковому речитативу мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеется и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т.п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша.

Так же занимательны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:

Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам -
В ямку - бух!

Взрослый подбрасывает ребенка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз (зажимает коленями и вновь сажает на «коня» («саночки», «тележку» и т.п.).

Хороша дорога,
Хороша дорога,
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже,
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет,
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком,
Бух в ямку!

Полезны ребенку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой.

Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края.

Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлепывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на легкие прикосновения. Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой.

Когда дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например:

Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.

Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой. Ритм стиха задает и ритм ходьбы: «топы-топы», «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего ребенка.

Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками.

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ - топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Занимательны для ребенка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает:

«Ладушки-ладушки,
Где были? - У Аннушки.
Что ели? - Оладушки.
Где оладушки? - Съели...
Нет оладушек!»

Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:

Ладушки-ладушки,
Где были? --У Панечки.
Что ели? -Прянички!
Где прянички?
Съели...
Нет пряничков!
(Руки ребенка разводятся в стороны).

Затем взрослый предлагает «пойти» к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке - за семечками (по аналогии). Важно то, что играя ребенок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.


Постепенно пестушки сменяются потешками - так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т.п.

Исполняя потешки, маленького ребёнка берут на руки, перемещаются с ним, качают его, выполняют разные движения его ручками, ножками, головкой. В этих играх малыш не только запоминает слова и мелодии потешек, не только сам их повторяет, но и получает физическое развитие.

Так, например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками.

Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
(Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).

В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Ему будет оченьинтересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой:

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша куколка пойдет,
Через киску упадет!
(Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается).

Уходи с дороги кот!
Кукла Танечка идет,
Кукла Танечка идет,
Ни за что не упадет!

Для малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые, не только понятны малютке по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п. Хорошо, если взрослые владеют фольклорным словом и могут «расцветить», эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Играя с ребенком, помогая подняться на ножки, можно приговаривать:

«Дыбок, дыбок,
Скоро Сашеньке годок!
Дыбок-дыбок! Целый годок!»

Умывая, можно сказать:

Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Купая малютку, мама ласково произносит:

«Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!»

Одевая ребенка на прогулку, мама может его развлечь следующими строчками:

Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.

Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр.

Пришел кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Оленьке велел.

Возможен и совсем короткий вариант:

Будем кашку варить,
Будем Сашеньку кормить.

Любовь к ребенку, ласка и материнская нежность выражаются в таких строчках:

Наша деточка в саду,
Словно яблочко в меду!

Важно, чтобы мама при этом улыбалась и ее речь была очень эмоциальна:

На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку...

С тех пор, как появились эти потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово - непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь.

Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.

В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Люди ее любят,
Все ее голубят.
Вариант для мальчика:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший,
Коленька пригожий.

При этом можно гладить ребенка по головке, держать за ручки и водить хоровод.


Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках.

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го - 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например:

Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.

Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне. Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр дает прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в иносказательной, игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

Выразительно прочитав эту прибаутку, можно предложить ребенку рассмотреть иллюстрацию, назвать всех перечисленных зверушек, спросить об их характерных внешних особенностях и т.д. Слово «продает», соответствующее изначальному тексту прибаутки, в занятиях с малышом можно заменить на «раздает». Эту ситуацию следует изобразить в игре с игрушками: белка угощает своих друзей, а они, получив орешек, благодарят ее. Завершить такое занятие можно словами:

«А нашей Галеньке - в ручку.
Угощайся, Галенька, на здоровье!»

Прибаутки подобны расписным матрешкам или деревянным механическим игрушкам, где все ярко и образно. Все персонажи наделены запоминающимися признаками: у Галки - «синь сарафан», у петушка - «золотой гребешок и шелковая бородушка», курочка - «рябушечка», гуси у бабуси - «один серый, другой белый». Звучные эпитеты и динамичные образы - все наполнено светом и радужным многоцветием: лазоревые цветики, улыбающиеся солнцу, петушок, который «рано встает, голосисто поет», «солнышко-колоконышко», щедро льющее «золото в оконышко» и т.д.:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Щелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей - травы нащипать,
Ей - на речку бежать,
Ей - козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.


Особый вид прибауток - песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц.

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.

Была репа важная,
Дивилась бабушка каждая:
Одним днем
Не обойдешь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.

Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное.

Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

Любовь Павлова
Ведущий научный сотрудник центра
«Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца,
кандидат психологических наук


В люлечке малютка лежит. Рады, что он там бубнит, гуркует, что голубок. Подойдёшь тихохонько к нему и ласково так:

«Гуркуй, гуркуй,
Мой сыночек!
Гуркуй, гуркуй,
Гуркуночек!
Будешь гурку-гурковать,
Буду кашечкой питать!

Кашка-то варится, молочко квасится. Буду тебя, сыночек, кашкой кормить, молочком поить. Гуркуй, гуркуй, мой хорошенький, хорошенький, пригоженький! Что же ты замолчал? Мамку свою учул?» Он тебе и улыбается. Возьмёшь тут его из люльки покормить.

(Грузия, духоборы)

Потягушечки! В пелёночке положешь дитёнка. Я просто говорю: «Давай ложись, вытягивайся! Давай померяю, какой ты большой уже вырос». Он уж тогда заранее руки из пелёнки выбирает. Ну и начинаю мерить: «Потягушечки, порастушечки, чтоб был здоровенький да хорошенький, раз, два, три...» А он грохочет - щекотно ему. А мерить начинаешь с пальчика вытянутой его ручки и до пяточки. И меряешь пядью - вытягиваешь свой большой и средний палец. А бывает, меряешь и с гнутым пядем - это когда большой палец сгибаешь и ставишь его на костяшку. Померяешь и говоришь: «Сынок Витя-то уже большой вырос - пять пядев с гнутом, то есть пять с половиною».

(Белгородская область)

Когда распеленаешь малышоночка, тянешь голосом: «Потягу-ушечки» - начинаешь гладить ладонью вдоль его тельца. «Подрасту-ушечки» - тельце вот этак сожмёшь комочком, распрямишь и опять проводишь по нему ладонью, всё вдоль гладишь, вот так вот за бочка обоймёшь, за подмышечки, ему щекотно, он и смеётся.

И ножки разглаживаешь, чтоб пряменькие были:

Потягу-у шечки,
Да расту-ушечки!
Растянитесь, ножки.
Вырастайте, ножки,
Да побегу-ушечки -
Не кривы, а прямы!

(Грузия, духоборы)

Вот он в люльке там потягивается, а ты вот так станешь его по грудке гладить. Гладишь его и припеваешь:

Потягушеньки,
Да порастушеньки,
Мои дорогушеньки!
Расти, Ваня, большой,
Да не будь лапшой!
Когда вырастешь большой,
Будешь бегать да ходить,
Ручки в пазушке носить,
Маме да папе прянички дарить.

Пазушки - это раньше у ребят рукавички-то не всегда были, так в мороз туда в пазухи (подмышки) запихивали руки, так и бегали. Вот припеваешь ему это, гладишь-трёшь по животику и ножкам. Ему и хорошо, приятно.

(Архангельская область)

Положишь малышонка на животик, он головку вверх загибает, что-то там лепетает. Вот разглаживаешь ему спинку, ножки легонько трёшь, говоришь: «Расти большой, будь хорошой, маму слушай, будь послушный!» Он, маленький, воркует, довольный. Его на спинку перевернёшь, он тянется, ручками, ножками буртыхается. Растираешь его всего-то и так и эдак, он же в пелёночках-то замотанный залежался, как полешко стал, его и разминаешь, кровушку разгоняешь, выговариваешь: «Потянись, детка, потянись! Подрасти-подрасти, побольше вырасти:

Потягушечки,
Порастушечки,
Вдоль да поперёк
Толстушечки!
Ручки-хватушечки,
Ножки-ходушечки,
В роток - говорок,
А в головку - разумок!»

(Белгородская область)

Хороший у Марьи был сынок. Она его жалела и так вот ласкала. Всё, бывало, дивуется им, так вот подколыхивает его и ему такую вот песенку поёт:

Хорошеньким хорошок!
Пригоженьким пригожок!
Стройненьким стройняшок!
Родненьким родняшок!

А он улыбается, радуется. Когда мать сильно любит своего ребёнка, она уж его и приласкает, и приголубит, и родименьким назовёт.

(Смоленская область)

Ласкать дитя - бабье дело. Отцу-то недосуг. Верно говорят: «При солнце тепло, а при матери добро». Она всегда своего приласкает, по головке погладит, скажет: «Ой ты, мой миленький, мой любименький, голубочек сизенький, красное солнышко, житное зёрнышко, дитятко моё прекрасно-дорого!» И жемчужинкой его называет, и ягодиночкой, и хорошеньким-пригоженьким. Зацелует его, крохотинушку, затютюшкает.

У нас так скажут: «Мать дитя у корзины накормит, отец у сусека заморит». Если нет матери, отец плохо о ребёнке заботится. Он всё на работах, в заботах. А мать-то есть мать. У неё дитя в дому, что оладышек в меду: и напоен, и накормлен, и прибран. Я вот своего малого уж так оберегала, так холила, из зыбки возьму на руки, к сердцу прижму и заласкиваю:

Любашечка,
Дорогашечка,
Дороганно моё,
Серебряно моё,
Золотиночка,
Дорогиночка!

Кто ж его приласкает, если не мать. А созорничает что-то там малый, шалость-то и скроешь: и плачешь да прячешь, чтоб от отца не досталось ему. Жалко.

(Архангельская область)

Бывает, что привидится во сне маленькому там что-то нехорошее, вот он проснётся и плачет. Как только закричит, что только с ним не делаешь: и в люльке качаешь, и на руках таскаешь, и ласкаешь. А всё ж больше словами успокаиваешь:

«Тихо-тихо, не плачь,
Я куплю тебе хохлач!
Тихо-тихо, не вой,
А то дам тебе помой!

Ну, рёва-корова сено поела, опять заревела!» - и так кулюкаешься с ним, пока не замолчит.

(Смоленская область)

Когда детка расплачется, говоришь: «Не плачь, а то цыган придёт, он тебя к себе заберёт, и не будет у тебя ни мамы, ни папы. Ну, не плакай, послушай:

Ко"кли-мо"кли,
Глазыньки промокли,
Кто будет плакать,
Лягушкой будет квакать!

Ну, что же ты плакаешь, людям спать не даёшь. Вон котик сидит на дубу и играет во трубу. Если будешь плакать, схватит тебя котик за чубок и утащит на дубок, чтобы ты молчал и не кричал». Глядишь, он и успокаивается.

(Волгоградская область)

Уговариваю: «Оленька, доченька моя, не плачь. Я буду печь калачи и тебе испеку. Будешь есть хорошие, мягкие калачики:

Не плачь, не плачь,
Дам калач!
Не реви, не реви -
Дам все три!
Не швы"ркай, не швыркай -
Дам с дыркой!

А если будешь плакать, дам худой лапоть! Вот умница, замолчала, плакать перестала. И глазыньки просохли, как солнышки засияли».

(Архангельская область)

Пою, когда малец мой плачет, ревит:

Рёва-корова,
Дай молочка!
А не дашь молочка -
Вдарю тебя под бочка!

И тут когда как придётся, когда из люльки и на руки возьмёшь, утешаешь: «А ну-ну, Ванечка, не плачь, испеку тебе калач. Ну-ну, не завой, испеку тебе другой. Ну-ну, не реви - испеку тебе три! Если понимаешь по-русски - не кричи! А то вон Бука идёт, тебя в мешок посадит и унесёт. Не плачь, от Буки не спрячешься!» Ну и утешишь его, уговоришь, угомонится он.

(Краснодарский край)

Гляжу, плачет внучка - мамка отшлёпала. Я и успокаиваю:

Я, коза-дереза,
Всему свету гроза!
Кто Олю будет бить.
Тому худо будет жить!

Она ушки топориком сделает, глазёнками зырк-зырк на меня и замолкает, не плачет больше.

(Белгородская область)

Прутиком успокаивали, чтоб не плакал. И Бабой Ягой пугали: «Не реви! А то Баба Яга - старая карга придёт, тебя отнесёт в лесок и зароет во песок. А медведи найдут, на тебя заревут. Кабаны придут, под дубок отнесут. Будешь под дубком лежать, будут птички прилетать, тебе кушать не давать. Не будешь расти и помрёшь в напасти! Ну, замолчи, не реви! Вон Бабка Яга - порота нога за дверьми стоит, на тебя глядит. Поди-поди, Бабка Яга, сюда! Алёшка-то не затихает!» А этот Алёшка уже и прислушивается, примудряется-пригадывает что-то там про себя, на дверь поглядывает. Ну, и замолчит. Положишь его в кроватку на бочок, он и уснёт.

(Смоленская область)

Чтобы не плакали, пугали. Были Буки-ти, Чиликуны - дети их боялись. В Игнатьев день Чиликуны в острых шапках выходили из проруби, а потом на Крещение уходили. В то время по Святкам ходили наряженными по деревне колядовщики. И вот этими пугали малышей: «Гляди, Чиликуны вышли! Вот всех-то озорников да рёв с собой в прорубь утягивают». А в бане Обдирихи боялись, под полком тогда всё с лучиной она. Заплачет малышонок, а ему: «Обдериха-то под полком, за пяточку укусит, за чубок подерёт». Там же черняше всё в бане-то, ну и они боялись.

(Архангельская область)

Чтоб внучечка не озорничала, не баловала, всё козой пугаешь: «Коза рогатая идёт, рожками забодёт, ножками затопчет, хвостиком заметёт!» А испугается шибко она, то и говоришь: «Не бодай, коза, Танечку! А коза бодается-бодается, а мужик ругается-ругается. Стой, стой, коза, стой, безрогая моя! Не бодай деток! Детки ещё маленькие...»

(Белгородская область)

А когда малой, бегая да мудруя, кричит, и не сделаешь уже ничего, говоришь: «Замолчи! А то дед Бабай с мешком сейчас придёт и заберёт. Отнесёт за кустик и назад не пустит». Гуляешь с ним, а там лошади-ти, коровы на выпасе. А он пальцем тыча: «Баба, к коське, к коське!» Хотит к лошади подойти. А я ему:

Кыш, кыш, ком,
Не ходи, Ваня, лужком!
Тебя кони залягают,
Коровы забодут,
Маленьки телятки
На рожках унесут!

Он и не просится уж.

(Архангельская область)

Я когда выведу Катьку, свою внучку, гулять, и она заупрямится что-то там и далеко отбегает поиграть, тут я ей сказываю:

Уж ты, крошка моя,
Не ходи туда одна!
Там мышки сидят,
Горностайчики сидят.
Тебя, внученька, съедят!

Она испугается, скорей бежит ко мне и под юбку прячется. А как закуролесит, разбукусится, я ей:

Ай цугу, цугу, цугу,
Не кружися на лугу.
На лугу лужица,
Голова закружится.
В лужицу ты упадёшь
И потонешь, пропадёшь!

И она не балуется, утихомиривается.

(Нижегородская область)

Ванька что-нибудь закапризничает, захнычет: «У меня тут бо-бо». А я: «Ну, давай я тебя полечу!» Ну и начинаешь. Вот, значит, он тогда ляжет, вытянется и прислухивается, а я ему причитываю: «У кошки боли, у собачки боли, а у Ванечки заживи! Чтоб не горело, не болело, не кололо, не пороло, зажило! Во веки веков!» И дую на больное место, и поглаживаю. Не отойду, пока он жалится.

(Грузия, духоборы)

Если у ребёнка какая-то боль, то ль он там пальчик прибил, или упал и ушибся, то своим указательным пальцем водишь вокруг больного места - округ-оберёг. Потом по больному месту приглаживаешь ладонью и при том три раза запеваешь:

У кыски боли,
У мышки боли,
У собачки боли,
У рассомачки боли.
А у Вовочки -
Никогда не боли,
Всё заживи!

И всё заживёт.

(Коми)

Ушибётся, а я его утешаю: «Ой, бо-бо! У волка боли, у зайца боли, у медведя боли, а у Никитки поправей! Подьте, подьте, все боли, за чистое поле, за тёмный лес, там вам умереть и дня не болеть!» Ну, тут ещё подуешь на ранку, погладишь, три раза плюнешь. И всё оправится, всё отвалится, не будет болеть.

(Архангельская область)

Спать и днём сыночка уложишь. А когда проснётся, чуть-чуть отойдёт, полежит в люльке, подойдёшь к нему, качаешь и забавлянку запеваешь:

Кочки-вочки,
Ехали хохлочки
На серой собачке!
Зацепили за пянёк,
Простояли весь дянёк.
А вечером отцепили
И назад покатили.

Он рассмешится, разулыбается. Тогда берёшь его на руки, подержишь чуток, поносишь. Потом покормишь, положишь в зыбку, и он лежит. Когда он лежит спокойно, не тревожит, что-то по хозяйству делаешь, без дела не сидишь. Думаешь: «Ну и хорошо, пусть полежит». А когда уж он начнёт там в зыбке кряхтеть-пыхтеть, тогда всё бросаешь, подходишь к нему, вынаешь из зыбки и забавляешь.

(Волгоградская область)

Придут ко мне, скажут: «Ой, Авдотья, поводись-ка с робятками-то. В поле надо идти, ведь не с кем оставить. Авдотья, поводись, дорогая». А я и не откажусь: «Ну да ладно уж, повожусь». Придёшь - один малый в зыбке лежит, другой под лавкой сидит, третий на полу играется. Вот и забавляешь их:

Чебатуха, чебатуха,
Хорошая баба,
Наварила кулешу,
Нажарила сала.
Поставила у чулан,
А кошка похватала.

И про эту кошку чего там им ещё не наплетёшь:

Я этой кошке
Купила сапожки,
Причесала усы,
Сшила новые трусы.
Только как их надевать -
Хвостик некуда девать.

Весь день с ними водишься. И за это деньги не брала. Хозяева что-нибудь испекут, состряпают и угостят чем-то вкусным. Кто принесёт еды какой. Говорят так: «Дитя любит качку, пестунья подачку, дитя любит рожок, а пестунья пирожок».

(Белгородская область)

Ребёнок проснётся и захныкает в качке. Вот подойдёшь и качку сильно поперёк от себя раскачиваешь: «Гойда-гойдоша, съел кобылку и лоша! Гойда-гойдоша, съел кобылку и лоша!»

Или так прикачнёшь:

Гойда-гойдоша,
Где кобылка, там лоша!
Поскакали до воды,
Объелися лебеды!

Надо из качки его брать. Распеленаю и на подушку ложу отдохнуть от пелёнок. Ручки, ножки он расправит, вольно так ему. Это когда гулялися с ребёнком - забавляли.

Проснётся Катька и ревит. Я к ней. Надо одевать, из кроватки брать. И говорю: «Иду, Катьку разбужу. Уж ты скорей вставай, ножки обувай да по горенке ступай. Девонька, не ленись, поскорее шевелись». Одеваю, а сама размовляю:

Бабка краски разводила,
Дед портреты рисовал,
Свинья музыку играла,
Кобель польку танцевал.

Из кроватки её возьму и приплясываю с ней на руках: